Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 151 
Next page End  

является основой эмоционально-смысловой доминанты "веселых" текстов.
6.3. Психолингвистические особенности веселых
текстов
Опишем в общих чертах особенности "веселого" текста, уделяя
особое внимание положительному персонажу, поскольку в этом типе
текстов основное внимание уделено именно ему, его похождениям и
способностям.
Физическая сила
Литературный герой нередко страдает, мучается, болеет. В
экзистенциалистской литературе он находится в критической ситуации. В "веселых" же текстах
герой жизнерадостен и не просто силен, а очень силен. Он физически вынослив, знает разные
приемы борьбы. Так, Мюнхгаузен с легкостью переносит карету, столкнувшись на узкой дороге
с другой каретой:
"Делать нечего, я вылезаю из кареты и выпрягаю моих лошадей. Затем взваливаю карету
на плечи — а карета тяжело нагруженная! - ч одним прыжком переношу карету опять на дорогу,
но уже позади (чужого - В. Б.) экипажа"
(Э.Распэ "Приключения барона Мюнхгаузена").
Описаниям большой физической силы персонажей "веселых" текстов соответствует
"необычайно повышенное самочувствие" (Гиляровский 1954, 384), "ощущение бодрости,
свежести, необычайного прилива сил" (Портнов, Федотов 1971, 158), что, как мы уже отметили,
типично при маниакальных состояниях.
Преодоление пространства
Герой "веселого" текста с легкостью преодолевает большое пространство.
За несколько суток пересекает Атлантический океан на сверхскоростной яхте героиня
детектива Хмелевской "Что сказал покойник"; также на яхте пересекает весь земной шар
капитан Врунгель (А.Некрасов "Приключения капитана Врунгеля"): объезжает всю Землю герой
романа Ж.Верна "Вокруг света за 80 дней": попадает даже в заснеженную Россию барон
Мюнхгаузен, чтобы проявить и тут свои способности (Распе "Приключения...");
много ездит Остап Бендер, мечтая о Рио-де-Жанейро (И.Ильф, Е.Петров "Двенадцать
стульев", "Золотой теленок"); все время в пути четыре друга-мушкетера (А.Дюма "Три
мушкетера"), четыре танкиста (Я.Пшимановский "Четыре танкиста и собака'", Джордж, Гаррис,
автор и пес Монморанси (Дж.Джером "Трое в одной лодке, не считая собаки").
______________
Экранизация этого произведения о "веселой войне" регулярно - 5-6 раз с 1975 по 1990 гг.-
демонстрировалась по советскому телевидению в школьные каникулы, вероятно, для
Пол¸т
Характерным моментом является ощущение легкости тела и полета, которое испытывает
герой "веселого" текста
К примеру, барон Мюнхгаузен (Э Распе) летает за утками, в Россию на лошадях, на
пушечном ядре, вытас кивает себя за волосы из болота "Болото с ужасной быстротой заса
сывало нас (с конем - В Б) глубже и глубже Что было делать /Мы непременно погибли бы, если
бы не удивитель ная сила моих рук Я страшный силач Схватив себя за косичку, я изо всех сил
дернул вверх и без большого труда вытащил из болота и себя, и своего коня, которого крепко
сжал обеими ногами как щипцами"
Летает на ковре-самолете Волька из "Старика Хоттабыча" Л Лагина.
Целиком на мотиве полета без каких-либо приспособлений по строена фантастическая
повесть А Ломма "Ночной орел" Сержант Кожин - "боевой парень, спортсмен, комсомолец, сто
прыжков с парашютом. К тому же сибиряк, шахтер, ни бога, ни черта не боится" прыгает с
Hosted by uCoz