Navigation bar
  Print document Start Previous page
 99 of 151 
Next page End  

("Мертвые души" Гоголя) то становится богатым, то беднеет; нищ Плюшкин, у которого, кстати,
Чичиков отказывался от чая и угощений (сухаря из кулича). Остап Бендер получает деньги, за
которыми он охотился, но в конце романа румынский пограничник все отнимает у него.
Целиком на мотиве охоты за деньгами построен кинофильм "Этот безумный, безумный,
безумный мир", кончающийся тем, что деньги разлетаются по всему городу; имитацией
выбрасывания денег из самолета завершается и кинофильм "Ва-Банк II"; ищет и теряет деньги
упоминавшаяся героиня Хмелевской; теряет, обретает и раздает деньги Ходжа Насреддин у
Соловьева; без единого цента появляются герои в начале комедии "Some
Like
it
Hot", которая
начинается с того, что гангстеры времени "сухого закона" перевозят виски в гробу на катафалке,
а потом показывается, как под видом похоронного бюро действует подпольный ресторан (о
"печально-веселых" см. ниже).
К "печальным" могут быть отнесены целые главы текста Милна о Винни-Пухе,
относящиеся к Ослику Иа-Иа. Подчеркивается то, что он выглядит как-то печально, имеет
печальный вид, находится в очень тяжелом состоянии и мрачно настроен, отвечает мрачно,
говорит вздыхая или упорно молчит; он и сам соглашается с тем, что он несчастен.
6.4. Стиль веселых текстов
Что касается стиля "веселого" текста, то основная характеристика его состоит в том, что
он оставляет впечатление легкости и поверхности, поскольку события и персонажи чередуются
очень быстро. По-видимому, это является причиной того, что многие "несслые" тексты
относятся к детской литературе.
У Пушкина в романе "Евгений Онегин" есть характерная для "веселого" текста строфа.
Напомним ее:
"...вот уже по Тверской Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы.
Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри. Бухарцы, сани, огороды, Купцы,
лачужки, мужики. Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах".
(XXXVIII, гл. 7)
В этом отрывке дано перечисление всего того, что можно увидеть из окна, проезжая в
карете. Дано без особого порядка, так, как рифмуется. Богатство мыслей, "рука тянется к перу,
перо - к бумаге" - именно так часто пишутся "веселые" тексты.
6.5.
Финал веселых текстов
В финале "веселого" текста герой нередко устремляется к новым приключениям. Вот как
кончается повесть "Барышня-крестьянка":
"Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку" (Пушкин).
Писатель словно говорит, что ему некогда писать о том, что и так ясно, - пора начинать новое
произведение.
Ж.Верн завершает "Детей капитана Гранта" так: "Возвращение Капитана Гранта в
Шотландию стало национальным праздником, а сам он - самым популярным человеком во всей
древней Каледонии. Его сын Роберт не оставляет мысли основать шотландскую колонию на
островах Тихого океана". Недаром любимый писатель авантюрного изобретателя из "веселого"
кинофильма "Back to the Future" именно "веселый" Жюль Берн (а не "темный" Герберт Уэллс).
В целом, "веселые" тексты написаны легко и свободно, они хорошо воспринимаются, и
их с удовольствием читают даже люди, занягые преимущественно интеллектуальным трудом.
Понимая, что вопрос о популярности разных типов текстов должен быть рассмотрен в
специальном социологическом исследовании (см. Бутенко 1997, 98-101, 104-117), отметим, что
появление и популярность такого рода текстов может быть одним из сигналов завершения
периода депрессии в сознании общества.
Hosted by uCoz