Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 140 
Next page End  

детей к мысли о том, что оба пола равноценны. Это важно не только для предотвращения
комплекса неполноценности у представителей недооцениваемого пола, но также и для
предотвращения отрицательного воздействия на детей мужского пола. Если бы мальчиков не
приучали к мысли, что они принадлежат к высшему полу, они бы не рассматривали девочек лишь
как обычных объектов желания. Так же как они не оценивали бы взаимоотношения полов в
извращенном свете, если бы осознали свои будущие задачи.
Другими словами, истинная проблема полового воспитания заключается не в простом
разъяснении детям физиологии половых отношений — она включает в себя формирование
правильного отношения к любви и браку. Это тесно связано с вопросом социального
приспособления. Если человек социально неприспособлен, он превратит в шутку вопрос о сексе и
будет смотреть на вещи только с точки зрения потворства своим желаниям. Это случается,
конечно, слишком часто и является отражением изъянов нашей культуры. Женщинам приходится
страдать из-за того, что в этих условиях мужчине значительно легче играть ведущую роль. Но
мужчины тоже страдают, потому что из-за этого воображаемого превосходства они утрачивают
присущие их полу ценности.
Физиологическая фаза. Что же касается физиологического аспекта полового воспитания, то
совсем необязательно, чтобы дети узнавали об этом в самую раннюю пору их жизни. Можно
подождать, пока ребенок проявит любопытство в этом вопросе, пока захочет выяснить какие-то
конкретные вещи. Мать и отец, которые заинтересованы в развитии ребенка, поймут, когда
настанет подходящий момент, чтобы ввести ребенка в курс дела, если он сам слишком застенчив,
чтобы задавать вопросы. Если он чувствует, что родители его товарищи, то будет задавать
вопросы, и в этом случае ответы должны даваться непременно в соответствии с уровнем его
понимания. Необходимо избегать таких ответов, которые стимулируют сексуальное напряжение.
В этой связи можно отметить, что нет постоянной необходимости беспокоиться из-за явно
преждевременного проявления полового инстинкта. Половое развитие начинается очень рано, по
сути в первые недели жизни. Общеизвестно, что даже младенец испытывает эротическое
удовольствие и что иногда он старается искусственно стимулировать эрогенные зоны. Не следует
пугаться симптомов этого зарождающегося порока, но мы должны сделать все, чтобы положить
конец такой порочной практике, не придавая, однако, демонстративно чрезмерной важности
подобным проявлениям. Если ребенок обнаружит, что мы обеспокоены этими явлениями, он будет
намеренно продолжать свою привычку, чтобы привлечь к себе внимание. Именно вышеназванные
действия ребенка заставляют нас предположить, что он жертва сексуального влечения, в то время
как на самом деле он использует эту привычку как средство для того, чтобы быть на виду. Обычно
маленькие дети стараются обратить на себя внимание, играя своими гениталиями, ибо знают, что
их родители боятся подобных явлений. Здесь имеет место та же психология, как и в случае, когда
дети прикидываются больными, заметив, что тогда их больше любят и балуют.
Если избежать всех этих форм преждевременного возбуждения интереса, то не будет и
оснований для любых опасений. Надо говорить об этом лишь в нужное время и в доступном виде,
никогда не раздражая ребенка и всегда давая ответы честно и без обиняков. Более того, нельзя
лгать детям, если хотите сохранить их доверие. Если ребенок доверяет родителям, он не станет
принимать во внимание объяснения, которые слышит от своих товарищей — а возможно, почти
90% человечества получает знания о сексе от друзей, — и будет верить тому, что говорят
родители. Такое сотрудничество, такое товарищество между ребенком и родителями значительно
важнее, чем различные отговорки, к которым прибегают, полагая, что они отвечают ситуации.
Резюме. Эти замечания суммируют наиболее важные аспекты проблемы полового
воспитания. Мы видим здесь, как и на всех других этапах воспитания, исключительную важность
чувства сотрудничества и товарищества внутри семьи. При наличии сотрудничества, а также
раннего осознания своей половой роли и равенства мужчины и женщины ребенок хорошо
подготовится к любым неприятностям на его пути. А главное, он хорошо подготовится к
качественному выполнению своей работы.
Феномен полового созревания
33
Половое созревание, несомненно, обусловлено процессами как физического, так и
психологического развития. Оно начинается и заканчивается у девочек несколько раньше, чем у
мальчиков. Физическое созревание касается всех органов и имеет место даже тогда, когда половые
железы ослаблены или отсутствуют вовсе, просто в дальнейшем вторичные половые признаки
развиваются с отклонениями. Неправильное или несоответствующее возрасту воспитание может
стать временной или постоянной помехой для психологического созревания ребенка.
Двойственное проявление полового созревания. На поэтов, исследователей и просто на
здравый смысл особое влияние оказали в первую очередь две формы проявления одного и того же
явления, которые допускают двойственную точку зрения. С одной стороны, мы замечаем
возросшие возможности, которые свидетельствуют о качественном и количественном возрастании
способностей. Они включают в себя общественную и профессиональную деятельность,
возможность абстрактного мышления, стремление добиваться похвалы, жажду социального и
Hosted by uCoz