Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 140 
Next page End  

широко распространенная склонность к уверткам и отговоркам, а также стремление избегать
нарастающих требований.
Частые попытки найти отговорки для ухода от социальных, профессиональных и любовных
проблем путем нагнетания конфликтов заслуживают особого внимания. Не от силы, а от слабости
образ жизни затем часто превращается в имитацию, предполагающую создание иллюзии этой
прочности. Часто в семье вспыхивает бессмысленная борьба; никчемные сражения с настоящими
и воображаемыми авторитетами отнимают все силы; ненависть, отвращение и просто отсутствие
интереса к профессиональной деятельности появляются в основном из страха поражения;
естественную способность любить искусственно занижают в процессе постоянной подготовки на
почве искаженных представлений, которые кажутся гарантирующими более прочное
превосходство индивида. Тенденциозно возникающий культ своего «я» представляет собой
удушение социального чувства, приводит к пагубной изоляции и всегда связан со
сверхчувствительностью и беспредельными амбициями, что вновь и вновь приводит к конфликтам
и последующей изоляции.
В этой критической ситуации возникают многочисленные симптомы, указывающие на
регресс, а именно: невроз на почве принуждения, истерия, неврастения, невроз страха и
завершение картины полной деградации — слабоумие. Путь к своенравию и преступлениям у
более активной части молодых людей тоже является выражением обескураженности по
отношению к нормальной роли, как, например, проституция.
Количество самоубийств во время полового созревания увеличивается в связи с потерей
мужества, и разрешение конфликтов на почве мщения легко выходит на первый план у подростков
данного типа.
Положительная сторона. Наряду с явлениями, доставляющими беспокойство в период
полового созревания, всегда также имеют место и высокие ценности. Дальнейшее продвижение
прослеживается во всех возможных поступках и способностях. Независимость, надежность и
чувство солидарности (Zusammengehorigkeitsgefuhl) становятся более заметны. Долговременная
подготовка и умения находят также отражение в более развитых интересах, а постоянное
приобретение навыков придает жизни более зрелой личности уже более определенное
направление относительно деятельности и призвания. В то время как явная склонность к
искусству и науке часто пропадает в этот период, в других же случаях всплеск творческих
возможностей удивляет своей оригинальностью. Достигнутые ранее представления о жизни
становятся более выпуклыми с ростом личных возможностей, направленных на борьбу за
независимость. Путеводные идеалы, обычно всегда связанные с тем, что было увидено, услышано
и прочитано, указывают на смысл будущей жизни, которая развивается в данный момент.
4. ЛЮБОВЬ И БРАК
ЛЮБОВЬ КАК ЖИЗНЕННАЯ ПРОБЛЕМА
34
Чтобы полностью узнать человека, мы должны понять характер его любовных
взаимоотношений. У нас должна быть возможность сказать о том, правильно или нет человек
поступает в вопросах любви; и почему в одних случаях его поведение можно считать
подходящим, а в других — недопустимым. Естественно, перед нами встает следующая проблема:
что можно сделать, чтобы предотвратить ошибки в любовных взаимоотношениях. Если считать,
что человеческое счастье по большому счету зависит от решения проблем любви и брака, то мы
должны признать эти проблемы наиболее важными.
Одна из сложностей называется людьми уже в самом начале. Они считают, что люди
неодинаковы и что два человека были бы, возможно, более счастливы, если бы нашли
отличающегося партнера. Если допустить эту возможность, то мы придем лишь к тому выводу,
что данные люди сделали неудачный выбор. Но мы не знаем, возникла ли эта любовная проблема
из-за ошибочного выбора или она возникла бы перед ним или ней в любом случае в силу других,
более глубоких причин. Понимание человеческой души и ее движущих сил часто может
предостеречь нас от неудач.
Три жизненные цели
Проблема любовных взаимоотношений является одной из многих в человеческой жизни. Ее
понимание возможно только при последовательном рассмотрении других жизненных проблем.
Жизнь ставит перед нами три основных комплекса задач (Aufgabenkomplexe), от решения которых
зависит наше будущее и наше счастье.
Социальная задача. Первой жизненной проблемой является решение социальной задачи в
самом широком смысле этого слова. Жизнь требует от каждого определенного поведения и
развитой способности к установлению контактов (Kontaktfahigkeit) с окружающими;
определенного поведения в семье и формирования его социального мироощущения. В судьбе
человека большую роль играет то, какой социальный мотив он изберет в качестве определяющего
в своей жизни, в какой степени он думает во время деятельности о собственном благополучии и в
какой — о благополучии других. Его внутренний выбор часто трудно вычленить из внешних
Hosted by uCoz