Navigation bar
  Print document Start Previous page
 128 of 140 
Next page End  

действительностью. Тем не менее, он становится художником только тогда, когда, создавая свои
произведения, улучшает реальный мир. Творение становится произведением искусства только
тогда, когда в нем заложены общечеловеческие ценности, что и возвращает художника назад в
реальную действительность и мир людей.
Уходя от реальной жизни, мы пытаемся познать институт любви и брака с его враждебным
и беспокойным отношением к реальности. Многие творческие личности узы любви воспринимают
буквально как цепи, оковы или
препятствия. Развивая их в своей фантазии, они склонны даже
излишне преувеличивать их. Приняв однажды их в качестве безграничного препятствия, они с
трудом уже могут их преодолеть. В сфере любовных взаимоотношений они предстают перед
неразрешимой задачей и в связи с этим демонстрируют не только черты влюбленного, но в то же
время (и в большей степени) качества человека, избегающего любви. Это выражается в их
размышлениях и творениях, которые отражают человеческие проблемы во всей их глубине и
остроте. Партнер противоположного пола кажется им довлеющим над ними и потому принимает
очертания опасности.
С этой мыслью буквально в данном контексте можно встретиться во время общения с
поэтами и писателями. Все неустойчивые личности имеют эту склонность, так как все они очень
честолюбивы и чувствительны и принимают любое ослабление их власти в качестве оскорбления
или опасности.
Искусство в наши дни — по преимуществу мужское искусство. Оно содержит примат
мужского начала, говорит преимущественно о мужских проблемах и возвышает женщину до
волшебного или пугливого существа, каким и представляют ее многие мужчины. Женщины не
могут поддерживать такой мужской идеал, воспитанный веками. Сфера искусства кажется им
сложной не потому, что она им не по силам, а потому, что они не могут служить надуманному
мужскому идеалу.
Относясь к женщине как к опасности, поэт Бодлер* говорит: «Мечтая о прекрасной
женщине, я в то же время никогда не мог думать о ней без ощущения исходящей от нее
опасности».
[* Шарль Бодлер (Charles Baudelaire) (1821—1867) — французский лирический поэт.]
Человек, вступивший в эту предполагаемую «опасную зону», начнет последовательно
демонстрировать проявления защитного и предохранительного характера. Будучи молодым,
Геббель* приблизительно так описывает свои чувства в письме к другу: «Конечно, я опять живу
здесь напротив самой красивой девушки в городке, и я по уши влюблен в нее. Но я надеюсь, что
вместе с этим ядом вскоре сумею найти и противоядие... И если сегодня мне бы довелось вновь
увидеть ее возлюбленного, поднимающегося к ней через окно, я бы разлюбил ее». В начале
повествования нам вообще-то представлялся иной конец.
[* Фридрих Геббель (Friedrich Hebbel) (1813—1863) — немецкий поэт и драматург.]
Женщина в виде опасности является животрепещущей темой в искусстве; например,
картины Ропса** изображают женщину как человека, внушающего опасность, страх или, по
крайней мере, как враждебную силу. В предисловии к «Тысяче и одной ночи» явно
обеспокоенный автор указывает на хитрость и лукавство женщины, которая благодаря
непревзойденной изобретательности спасает свою жизнь от мужчины.
[** Фелисьен Ропс (Felicien Hops) (1833—1898) — бельгийский художник и гравер.]
Одна из древнейших форм искусства — Библия, которая своим особым настроением
захватывает нас всех с детства, также пропитана постоянной мыслью о том, что от женщины
исходит опасность. Таким образом, ребенок будет расти с ощущением робости, неуверенности и
скованности по отношению к женщине. Гомеровская «Илиада» также с поразительной точностью
описывает несчастья, причиной которых является женщина. Во всех поэтических произведениях,
на всех полотнах живописи повторяется одна и та же насущная проблема: женщина — это
опасность. Грильпарцер***говорит о себе: «Я спас себя от любви бегством в искусство».
[***Франц Грильпарцер (Franz Grillparzer) (1791—1872) — австрийский драматург.]
То, как безответная любовь проявляет себя в конкретном человеке, зависит от его общего
отношения к жизни, от его жизненной позиции. Если перед лицом трудностей кто-либо теряет
мужество и прекращает свою деятельность, крах в любви для него может означать крах в жизни.
Однако это не является следствием безнадежной любви как таковой. Тот, для кого трудности
являются стимулом в деятельности, в случае с безответной любовью не потеряет присутствия духа
и достигнет значительных результатов. Мужественный человек сделает для себя иной вывод, чем
тот, кто потерпел поражение. Популярная психология часто указывает на огромные достижения,
которым способствует безответная любовь, и иногда рекомендует ее в качестве лекарства. Но мы
знаем людей, которые достигли многого и без переживаний по поводу безответной любви. Зерном
истины в этом случае является то, что люди искусства как никто одержимы и увлечены проблемой
любви.
Весьма поучительна в этом отношении жизнь Гете. Он всегда видел опасность в женщине и
при столкновении с ней и любовью спасался бегством. Движущей силой Фауста является его
Hosted by uCoz