Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 140 
Next page End  

Начальное половое воспитание
Довольно рано в развитии ребенка можно увидеть, как формируются его взгляды на
вопросы любви и брака. Не следует думать, конечно, что он выказывает свои сексуальные
побуждения в нашем взрослом понимании данного предмета. Просто у ребенка формируется
представление об одной из сторон наблюдаемой им общественной жизни, частью которой он
считает и себя. Любовь и супружество также являются факторами его окружения; проникая в
сознание, они дополняют его концепцию о собственном будущем. У него должно быть свое
восприятие и понимание этих проблем.
Когда дети обнаруживают подобный ранний интерес к противоположному полу и
выбирают себе партнеров, которые им нравятся, нам никогда не следует интерпретировать это как
своеобразную ошибку или глупость или преждевременное сексуальное влечение. И менее всего
нам следует это осмеивать или превращать в шутку. Мы должны принимать происходящее как
шаг ребенка в его подготовке к любви и браку. Вместо того, чтобы шутить по такому поводу,
лучше убедить ребенка в том, что любовь — это великая цель, это задача, к которой следует
подготовиться не только ради него самого, но и в интересах всего человечества. Таким образом
мы можем внедрить в сознание ребенка данный идеал; и став взрослее, будучи хорошо
подготовленными, дети будут способны встречаться друг с другом как товарищи и друзья в
атмосфере сокровенной привязанности. И обнаружится, что дети являются истинными
приверженцами моногамии — и это несмотря на тот нередкий факт, что браки их собственных
родителей не всегда бывают гармоничными и счастливыми.
Я бы никогда не настраивал родителей слишком рано объяснять ребенку физиологическую
сторону сексуальных отношений или рассказывать больше того, что желают узнать их дети. Вы
должны понимать, что самое главное значение имеет тот факт, под каким углом зрения ребенок
рассматривает проблемы, касающиеся брака. Если ему преподнесли ошибочные взгляды, то
проблемы супружества он будет воспринимать как некую опасность или нечто выше его
понимания. По своему опыту знаю, что дети очень рано — в 4-, 5- или 6-летнем возрасте —
познакомившиеся со взрослыми взаимоотношениями, и дети, имевшие предварительный опыт в
этой области, всегда в последующей жизни более настороженно и с опаской относятся к любви.
Физическая привлекательность для них также несет в себе заряд опасности. Если ребенок не очень
рано знакомится с этой запретной темой, то он не настолько напуган и обескуражен: у него
гораздо меньше возможностей для возникновения заблуждений в понимании
правильных
взаимоотношений. Суть нашей истинной помощи заключается в том, чтобы никогда не лгать
ребенку, никогда не увиливать от его вопросов, понимать, что стоит за его вопросами, объяснять
только то, что по нашему разумению он может осознать. Нотации и назидания способны
причинить большой вред.
Касаясь этой проблемы, как собственно и других тоже, для ребенка будет лучше, если он
сам по своей инициативе и самостоятельно будет получать знания, которые ему нужны. Если
между ним и родителями существует доверие, ему не придется терпеть оскорблений. Он всегда
будет у них спрашивать то, что ему надо знать. Существует общее заблуждение, что дети могут
получить неверное представление о жизни через своих товарищей. Я еще не видел такого ребенка,
здорового во всех отношениях, которому бы очень навредили таким путем. Дети не всегда
проглатывают то, что сообщают им их товарищи; в большинстве своем дети очень критичны, и
если они не уверены в том, что сказанное является правдой, они спросят об этом у родителей или
у своих братьев и сестер. Я должен также признать, что мне часто встречались дети, которые были
намного деликатнее и тактичнее в таких вопросах, чем их более старшие сверстники.
Впечатления от ближайшего окружения
Даже физическая притягательность взрослой жизни уже начинает воспитываться с детства.
Впечатления, которые ребенок получает касательно симпатий и привлекательности; впечатления,
которые он получает от общения с противоположным полом в его ближайшем окружении,
являются толчком к началу физического влечения. Когда юноша вбирает в себя эти впечатления
от своей матери, сестер или знакомых девочек, то в будущем его ранние впечатления повлияют на
выбор именно подобных типов женщин. Иногда на него оказывают влияние произведения
искусства: каждого именно таким образом притягивает идеал человеческой красоты. Таким
образом, в дальнейшем у индивида уже нет свободного выбора в широком смысле; он имеет тот
выбор, который у него сформировался в процессе воспитания.
Этот поиск красоты не является бессмысленным. Наши эстетические чувства всегда
основаны на желании иметь здоровое и совершенное человечество с хорошим будущим: именно
на этом образе мы и хотели бы развивать наших детей. Вот та красота, которая всегда интересует
нас.
Иногда, когда у мальчика возникают трудности в общении с матерью, а у девочки — с
отцом (как это часто случается, когда супружеские взаимоотношения некрепки), они обращают
свои взоры на противоположные типы людей. Если, например, мать юноши всегда изводит его и
придирается к нему, если юноша слаб и боится, что над ним будут властвовать, тогда он может
Hosted by uCoz