Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 140 
Next page End  

традициями. В былые времена общественные традиции были святы; сегодня мы осознаем, что нет
ничего неприкосновенного или твердо установленного относительно социальной жизни человека.
Она находится в процессе постоянного развития, и движущей силой в этом процессе является
борьба индивидов в самом обществе. Социальные институты существуют для людей, а не люди
для социальных институтов. Спасение индивида заключается в наличии у него социальной
направленности, но она не предполагает тем не менее втискивание его в это «прокрустово ложе».
Вышеизложенные размышления по поводу положения индивида в обществе, лежащие в
основе доктрины индивидуальной психологии, с особой остротой обращены к школьной системе и
ее отношению к плохо приспособленным детям. Школа должна научиться видеть в ребенке
личность, обращаться с ним как с личностью, как с ценностью, которую необходимо взрастить и
развить, и в то же время она должна научиться использовать психологическую интуицию при
оценке отдельных действий ребенка. Она должна рассматривать эти отдельные поведенческие
акты, как мы уже отмечали выше, не в виде отдельных нот, а в контексте единства личности.
ГЛАВА
3. СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕВОСХОДСТВУ И ЕГО
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Наиболее важным психологическим явлением в человеческой природе после единства
личности является стремление индивида к превосходству и успеху. Это стремление несомненно
напрямую связано с чувством неполноценности, так как если бы мы не ощущали своей
ущербности, у нас не возникло бы ни малейшего желания изменить свое положение. Эти факторы
— стремление к превосходству и чувство неполноценности — действительно являются двумя
аспектами одного и того же психологического феномена, однако в целях детального изучения
удобнее будет рассматривать их в той или иной мере отдельно.
В данной главе мы ограничимся изучением стремления к превосходству и его
последствиями в воспитании.
Первый вопрос, который может быть задан по проблеме, связанной со стремлением к
превосходству, это — является ли оно врожденным, подобно нашим биологическим инстинктам.
И ответом будет то, что это в высшей степени маловероятно. Действительно, мы не можем
говорить о стремлении к превосходству как о врожденном в любом рассматриваемом контексте.
Однако мы допускаем, что должен иметь место некий субстрат — своеобразное эмбриональное
ядро, в котором заложены возможности его развития. Наверное, это лучше представить таким
образом: человеческая природа тесно связана с развитием стремления к превосходству.
Разумеется, мы знаем, что деятельность человека ограничена определенными рамками и
есть такие способности, которые мы никогда не сможем развить в себе. Например, нам недоступно
обоняние собаки, так же, как мы никогда не сможем воспринимать зрением ультрафиолетовые
лучи. Но существуют определенные функциональные способности, которые в дальнейшем могут
быть развиты. В этой-то возможности последующего развития мы видим биологическую основу
стремления к превосходству и весь источник психологического развития личности.
Насколько можно судить, это активное побуждение к самоутверждению при любых
обстоятельствах является общим как для детей, так и для взрослых. И искоренить его невозможно.
Человеческая натура не терпит постоянного подчинения; общество низвергает даже своих богов.
Чувство унижения и недооценки, ощущение неуверенности и неполноценности всегда рождают
желание достичь более высокого положения, чтобы получить компенсацию и ощущение
удовлетворения.
Можно показать, что определенные особенности детей выдают влияние внешних сил,
которые развивают в них чувство неполноценности, слабости и неуверенности в себе. Они же в
свою очередь становятся мотивом всей их последующей психической деятельности. Дети
стремятся освободиться от этой ситуации, достигнуть более высокого уровня и приобрести
чувство равноправия. Чем сильнее стремление наверх, тем выше цель, которую ставит перед собой
ребенок, выискивая доказательства своей силы — доказательства, выходящие за пределы
человеческих возможностей. В случае, если ребенок получит из различных источников поддержку
этих устремлений, он может спроектировать картину своего будущего, граничащего с
возможностями Бога. Так или иначе, детское воображение склонно выдавать факт того, что они
одержимы идеей божественного сходства. Как правило, это имеет отношение к наиболее слабым
натурам.
Можно привести случай с ребенком 14 лет, пережившим когда-то сложнейшую
психическую ситуацию. Когда его спросили о детских впечатлениях, он вспомнил, как болезненно
было для него сознание того, что к шести годам он не умел свистеть. Однажды, тем не менее, он
добился успеха. Он был так удивлен этим обстоятельством, что поверил, будто сам Бог свистел в
нем. Это ясно говорит о внутренней и тесной связи между ощущением слабости натуры, с одной
стороны, и близостью с Богом, с другой.
Подобное горячее стремление к превосходству связано с поразительными чертами
характера. Наблюдая за этой тенденцией, мы видим полное проявление честолюбия такого
Hosted by uCoz