Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 140 
Next page End  

как преодолеть эти трудности, — им будет трудно продолжать борьбу. У многих людей,
например, неразборчивый почерк потому, что они никогда в достаточной степени не тренировали
правую руку. То, что это препятствие преодолеваемо, доказывается фактом существования левшей
среди настоящих мастеров своего дела, будь то артисты, художники или граверы. Эти люди
развили свою правую руку лишь благодаря усиленной тренировке, несмотря на то, что от
рождения они были левшами.
Существует предрассудок, будто все левши, тренирующие свою правую руку, становятся
заиками. Это предубеждение объясняется тем фактом, что трудности, возникающие на пути
подобных детей, столь велики, что они могут потерять веру в себя при говорении. Вот почему
можно также найти большое количество левшей среди тех, кто проявляет иные формы падения
духа (неврозы, самоубийства, преступления, извращения и т. д.). С другой стороны, часто
встречаются люди, преодолевшие недуг, связанный с левой рукой, а также достигшие высокого
положения в обществе, зачастую в сфере искусства.
Неважно, в какой степени у левши проявляется его недуг; любой ничтожный признак его
все равно учит нас очень важной вещи, а именно: мы не сможем определить способностей ребенка
в полной мере до тех пор, пока не воспитаем в нем мужество и упорство. Когда мы пугаем детей,
отнимаем у них надежду на лучшее будущее, может статься, что они и далее будут способны к
сопротивлению. Но если бы мы воспитали у них мужество, такие дети смогли бы добиться много
большего.
Дети с непомерным честолюбием находятся в незавидном положении, потому что
традиционно их оценивают по успехам, а не по готовности встречать трудности и бороться с
ними. Сегодня также традиционным является наше желание достичь видимого успеха, а не
досконального образования. Мы знаем, как недолговечен успех, который приходит к нам без
особого усилия. Следовательно, не может быть никакой пользы в том, чтобы культивировать в
ребенке честолюбие. Намного важнее воспитывать в нем мужество, упорство и веру в себя;
научить тому, чтобы от поражения он не падал духом, а считал его новой проблемой. И, конечно,
было бы намного легче, если бы учитель смог распознать, в какой момент стремления ребенка
стали бесполезными, а также ставит ли он на первое место усилие и труд.
Таким образом, мы видим, что стремление к превосходству может найти отражение в такой
черте характера, как честолюбие. Есть дети, чье стремление к превосходству изначально носило
характер честолюбия, но которые отказались от своей цели как недосягаемой, поскольку другой
ребенок в это время оторвался далеко вперед. Многие учителя используют практику сурового
обращения с детьми без честолюбия или ставят им плохие оценки, чтобы пробудить в них это
чувство. Иногда такой подход приводит к успеху, если в ребенке еще остались хоть какие-то
признаки мужества. Однако данный метод не может быть рекомендован для массовой практики.
Дети, которые сильно отстали в учебе, становятся совершенно растерянными и входят в состояние
явной тупости, если с ними обращаются таким образом.
С другой стороны, мы часто удивляемся неожиданному проявлению ума и способностей
ребенка, которые он демонстрирует после обращения с ним по-доброму, с заботой и пониманием.
Действительно, подобные дети зачастую проявляют большее честолюбие. Это объясняется тем,
что они боятся вновь опуститься на прежний уровень. Их прежняя жизнь и отсутствие достижений
в прошлом стоят перед их глазами как предупреждение и постоянно подгоняют вперед. В
последующей жизни многие из них ведут себя так, словно находятся под властью демона; они
денно и нощно заняты чем-нибудь, все время страдают от перегрузки и считают, что ими сделано
недостаточно.
Все это становится более понятным, если иметь в виду главную идею индивидуальной
психологии, которая заключается в том, что каждая человеческая личность (будь то ребенок или
взрослый) представляет собой единое целое и что она всегда выражает себя в соответствии с той
нормой поведения, которую постепенно выработала в себе. Нельзя рассматривать отдельное
действие, оторванное от всего образа актера, потому что оно может быть интерпретировано по-
разному. Неточности в суждении тотчас же исчезнут, если мы постигнем смысл действия или
жеста, например, медлительность как неизбежный ответ ребенка на все те учебные задачи,
которые ставит перед ним школа. Это просто означает, что он предпочел бы не иметь никаких дел
со школой и поэтому не очень утруждает себя выполнением ее требований. В результате он делает
все возможное, чтобы им не подчиниться.
С этой точки зрения мы можем видеть весь образ «плохого» школьника. Перед нами
разыгрывается трагедия, суть которой в том, что стремление к превосходству выражается у
ребенка в его неприятии школы. В поведении ребенка начинают проявляться типичные симптомы,
которые постепенно превращаются в такие устойчивые черты, как неисправимость и плохой
характер. Например, этот ребенок может играть роль придворного шута. Он постоянно откалывает
шутки, чтобы рассмешить других, или что-то еще в этом роде. Или может надоедать своим
товарищам. Или, например, прогуливать занятия и связаться с плохой компанией.
Hosted by uCoz