Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 140 
Next page End  

Отсюда мы видим, что в наших руках находится не только судьба школьника, но и его
дальнейшее развитие. Воспитание и обучение, осуществляемое школой, определяют точную
модель будущей жизни индивида. Школа находится между институтом семьи и обществом, и у
нее есть возможности корректировать ошибочный стиль жизни, являющийся результатом
семейного воспитания. Она ответственна за адаптацию ребенка к социальной жизни,
а также
отвечает за то, чтобы он гармонично вписался в сложнейшую структуру общественных
отношений.
Рассматривая школу с исторической точки зрения, можно увидеть, что она всегда старается
выпускать людей, отвечающих общественным идеалам своего времени. Этим занимались
соответственно аристократическая, религиозная, буржуазная и демократическая школы, которые
всегда воспитывали детей в соответствии с требованиями времени и правителей. Сегодня в связи с
изменением общественного идеала должна изменяться и школа. Следовательно, если современный
идеал человека включает в себя такие качества, как независимость, самоконтроль и мужество, то
школа должна быть организована так, чтобы выпускать из своих стен людей, приближающихся к
этому идеалу.
Другими словами, она не должна замыкаться в себе и считать себя завершающим этапом
воспитания, а всегда должна иметь в виду, что индивид готовится для общества, а не для самой
школы. Поэтому она не имеет права отвергать детей, которые отказались следовать идеалу
образцового школьника. Это вовсе не означает, что у них низкий уровень стремления к
превосходству. Такие дети могут обратиться к другим областям деятельности, где им не надо
прилагать особых усилий и где, как они считают, пусть правильно или нет, им легче достигнуть
успеха. Это может быть связано с тем, что с ранних лет они неосознанно готовили себя к другой
деятельности. Так, например, они не могут стать блестящими математиками, зато могут хорошо
отличиться в спорте. Педагог всегда должен замечать любое заметное достижение ребенка и
использовать его как отправную точку для стимулирования его стремления к самосовершенству и
в других сферах деятельности. Задача воспитателя намного облегчается, если он начинает свою
работу с единственного обнадеживающего достижения ребенка, вселяя тем самым в него веру в
то, что и в другом он способен достичь успеха. Это похоже, если можно так выразиться, на
переманивание
ребенка с одного плодородного пастбища на другое. А так как все дети, кроме
слабоумных, вполне способны успешно справляться со своими школьными задачами, то
единственное, что им необходимо преодолеть, — это искусственно созданный барьер. Этот барьер
вырастает из того, что суждения о ребенке строятся на основе абстрактных условностей школы, а
не на основе конечной воспитательной и социальной цели. На ребенке это отражается в виде
отсутствия в нем уверенности в себе и, как результат, содействует тому, что его стремление к
превосходству может оторваться от полезной деятельности, так как не находит себе достойного
выхода.
Что же делает ребенок в подобной ситуации? Он ищет путь к спасению. Часто можно
наблюдать странности в его поведении, что, естественно, не вызывает похвалы со стороны
учителя, зато заставляет обратить на себя внимание или вызывает восхищение со стороны
одноклассников по поводу проявления его дерзости и упрямства. Нарушая порядок, такой ребенок
часто считает себя героем или маленьким повелителем.
Подобные проявления психологических отклонений от нормального поведения возникают в
школьной жизни. Их происхождение нельзя связывать только со школой, хотя и рождаются они
именно там. Школа, которую, так сказать, отрывают от ее активного воспитательного и
корректирующего назначения, является своеобразной экспериментальной базой, выявляющей
дефекты первоначального семейного воспитания.
Умный и наблюдательный учитель может многое увидеть в ребенке уже в его первый день
в школе, поскольку многие дети сразу проявляют все признаки изнеженного ребенка, которому
такая новая (школьная) ситуация кажется очень болезненной и неприятной. Он не умеет
завязывать дружбу с другими детьми, а это умение является весьма существенным. Лучше и
предпочтительнее, если ребенок приходит в школу с некоторыми знаниями о том, как
устанавливать контакты. Он не должен зависеть только от одного человека, не считаясь при этом с
другими. Ошибки семейного воспитания должны быть исправлены в школе, но, разумеется,
лучше, если ребенок придет сюда более или менее свободным от подобных ошибок.
Нельзя ожидать, что у избалованного ребенка внезапно возникнет умение
концентрироваться на учебной работе в школе. Такой ребенок невнимателен. Он лучше изъявит
желание остаться дома, чем идти в школу — фактически у него не появится «ощущения школы».
Симптомы такого отвращения к школе обнаружить легко. Так, родителям приходится уговаривать
ребенка вставать утром; они должны постоянно его убеждать сделать то или другое; он копается
за завтраком и т. д. Создается впечатление, что ребенок построил непреодолимый барьер, чтобы
избежать прогресса в своих делах.
Лечение и средство от болезни в этой ситуации то же самое, что и в случаях с левшами:
таким детям надо дать время научиться, их не следует наказывать, если они опаздывают в школу,
Hosted by uCoz