Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 140 
Next page End  

неблагоприятные черты характера. Когда мы знаем, что проблема состоит в примирении ребенка с
миром и жизнью, в указании на его ошибки, в объяснении того, что он хотел бы достичь
авторитета без приложения усилий, только тогда мы знаем точно, в каком направлении
действовать. Мы знаем, что нам нужно усилить дружеское отношение ребенка к другим. Мы
знаем, что обязаны научить его не смотреть свысока на сверстника, который получил плохую
оценку или совершил неверный поступок. В противном случае все это разовьет в нем комплекс
неполноценности и лишит его мужества.
Результатом лишения ребенка веры в будущее является его отстраненность от реальности,
создание взамен компенсирующего стремления к чему-то бесполезному в жизни. Самая важная
задача воспитателя, его священный долг — не допустить потери ребенком мужества в школе, а в
том случае, если он уже пришел в школу с проблемами, вернуть ему уверенность в себе. В этом
роль школы и учителя. Все это зависит от высокого профессионализма учителя, так как
невозможно воспитание детей, потерявших радость и надежду на будущее.
Потеря духа, хотя и временная, часто встречается у амбициозный детей, которые, несмотря
на успешные результаты в учебе, могут иногда потерять надежду, так как они сдали последний
экзамен и теперь должны выбирать
профессию. Именно амбициозные дети, которые не стали
первыми на экзаменах, могут отказаться от дальнейшей борьбы. Кризис, исподволь назревавший
все это время, неожиданно обнаруживает себя, может вылиться в полное расстройство или невроз.
Если неуверенность в себе у таких детей вовремя не взять под контроль, они принимаются за дело,
не доводя его до конца. Становясь старше, они часто меняют работу, будучи уверены в том, что
для них все кончается плохо, и заранее опасаясь поражения.
Следовательно, самооценка детей в подобных случаях крайне важна. Однако невозможно
лишь путем расспросов выяснить у ребенка, как он оценивает себя. Получение неуверенного или
неожиданного ответа ребенка не зависит от степени нашей дипломатичности. Некоторые дети
будут утверждать, что оценивают себя достаточно высоко, другие же отметят, что ничего не стоят.
При изучении данных случаев часто можно увидеть, как таким детям взрослые постоянно твердят:
«Ты — тупица!», «Ты — никто!».
Лишь немногие дети, слыша подобные упреки, не страдают от них. Однако есть также и
другие, которые используют недооценку их способностей при защите своего «я».
Даже если мы не получаем от ребенка ответа на вопросы, мы можем судить о его личности
по тому, как он реагирует на наше вмешательство. Либо он отвечает уверенно и решительно, либо
сомневается в ответе, что часто характеризует его обескураженность. Схематично это можно
представить на примере ребенка, который вначале идет смело вперед, затем замедляет движение,
спотыкается при приближении к цели и, наконец, останавливается на некотором расстоянии от
нее. Иногда таких детей считают ленивыми, иногда — рассеянными. Мнения могут различаться,
но результат всегда будет один и тот же. Подобные дети не принимаются просто за дело, как, на
наш взгляд, поступают в обычных случаях, а постоянно борются с препятствиями. Иногда дети
успешно дурачат
взрослых, заставляя сомневаться в их способностях. Если мы представим всю
картину и проанализируем ее с точки зрения индивидуальной психологии, то мы обнаружим, что
вся проблема лежит в недостатке уверенности в себе, т.е. низкой самооценке.
Когда мы рассматриваем ложное стремление к превосходству, мы должны помнить, что
абсолютно эгоистичная личность —
это ненормальное общественное явление. Часто можно
наблюдать детей, которые не считаются с кем бы то ни было вследствие неординарного
стремления к превосходству. Они враждебны, алчны, эгоистичны и часто нарушают порядок.
Узнав чей-либо секрет, они обязательно используют его, чтобы обидеть человека.
Однако даже в детях с таким предосудительным поведением мы находим явно человеческие
черты. Как бы то ни было, у них присутствует чувство принадлежности к человечеству.
Отношение их «я» к окружающему миру так или иначе чем-то выражается или подразумевается; и
хотя их дальнейший образ жизни исходит из осознания сотрудничества, очень трудно обнаружить
у них социальное чувство. Мы должны найти формы проявления личности, которые выдадут
утаенное чувство неполноценности. Эти проявления многочисленны. Они начинаются со взгляда
ребенка. Глаз — это не только орган, способный воспринимать лучи и передавать их, но это и
орган для социального общения. То, как человек смотрит на окружающих, указывает, насколько
он склонен контактировать с ними. Именно поэтому психологи и писатели придавали огромное
значение человеческому взгляду. По тому, как человек на нас смотрит, мы можем судить, что он о
нас думает, и в этом взгляде стараемся уловить состояние его души. Хотя ошибка и не исключена,
по взгляду ребенка можно сделать заключение о степени его дружелюбия.
Хорошо известно, что тех детей, которые не могут открыто смотреть в глаза взрослому,
начинают в чем-то подозревать. Это не обязательно дети нечестные или привыкшие к порочной
сексуальной практике. Этот взгляд может означать их попытку избежать хотя бы на короткое
время привязанности к другому человеку. Это означает попытку ребенка отойти от общества
товарищей. Сигналом может служить и то, насколько ребенок близко подходит к вам, когда вы его
зовете. Многие дети останавливаются вначале в отдалении: они хотят узнать, в чем дело, и лишь
Hosted by uCoz