Navigation bar
  Print document Start Previous page
 3 of 140 
Next page End  

постоянно подбадривать, замечать их успехи, внушая веру в свои силы. Страх показаться
смешным в глазах других людей, ощущение собственной никчемности, удары по самолюбию,
пережитые в детстве, остаются с человеком всю жизнь, если еще в детстве ему не помогли
избавиться от этого. Переживания детства, доказывает Адлер, лишь уходят в сферу
подсознательного, используя каждый удобный случай, чтобы вновь увести своего пленника в мир
грез и фантазий, в мир, где он освобождается от мучающих его мыслей о своей несостоятельности,
подобно тому, как это было в детстве.
По мнению Адлера, быть социально активным элементом означает умение общаться и
ладить с людьми, ощущать свою причастность к обществу вообще и к его отдельным группам в
частности (семье, коллективу в школе, на работе и т.д.).
Надо отметить, что центральным в индивидуальной психологии является принцип
компенсации. Согласно Адлеру, основным фактором развития личности следует считать наличие
конфликта между чувством (комплексом) неполноценности и порожденным им стремлением к
превосходству. Последнее и определяется у ребенка в виде цели, которая направляет его помыслы
и действия. Стремление человека к преодолению чувства неполноценности часто приводит к
неадекватным действиям с его стороны. Отсюда цель воспитания по Адлеру — нейтрализация
чувства неполноценности за счет направления его компенсации в полезное русло. Эти приводит
нас к еще одному основному понятия индивидуальной психологии — чувству сообщества
(социальному чувству).
Именно развитие социального чувства является, по мнению Адлера, важнейшим условием
преодоления ребенком существующих у него комплексов неполноценности и превосходства.
Более того, он утверждает, что развитие чувства сообщества может помочь человечеству в
искоренении войн и преступлений. Социальное чувство, как утверждал Адлер, является
своеобразным индикатором нормальности в развитии ребенка. Именно на этом принципе Адлер
построил свою педагогическую технологию. Каждое нарушение, приводящее к снижению
социального чувства, несет огромный вред развитию ребенка,
Надо отметить, что к понятию социального чувства Адлер пришел значительно позже.
Вначале его концепция человека была механистична. Если З.Фрейд преувеличивал значение
сексуального влечения, Адлер придавал слишком большое значение склонности к агрессии и
стремлению к превосходству как главным движущим силам развития личности, а также фактору
комплекса неполноценности с выводимым отсюда понятием компенсации и сверхкомпенсации.
Понятие социального чувства обрело у Адлера настоящую силу лишь в тридцатые годы в
период американского творчества. Объективности ради следует указать, что дискуссии по поводу
определения чувства сообщества как идеи и реальности совпали с введением и научный обиход
философского понятия "социальной априорности" (sozial a-priori), хотя сам Адлер неохотно
подтверждал связь между этими понятиями.
Чувство сообщества имеет, по мнению Адлера, решающее значение для индивида,
поскольку никогда не оставляющее человека чувство неполноценности, должное привести к
достижению совершенства, «сворачивает» в сторону стремления к личной значимости, личной
власти. В человеке постоянно борются две силы — чувство сообщества и стремление к
превосходству. Эти влиятельные для человека силы определяют его действия и поступки.
Во многих своих книгах А.Адлер комментирует различные ситуации, которые
«соблазняют» ребенка отказаться от самого мужества, пользоваться его заменой. Когда ребенок
теряет веру в себя, считает Адлер, он выбирает путь скорейшего с его точки зрения
психологического успеха, стремясь достичь значительности и превосходства даже бесполезными
способами. Это и есть своеобразный «побег в мир фикции», который дает объяснение
ошибочному поведению человека. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи различной
сложности. Тот, чье чувство неполноценности или недостаточно развитое чувство сообщества
привели к потере им мужества, не считает возможным их преодолеть. Оставаясь на стороне
полезного, он начинает постепенно отступать от этих задач, становится нерешительным,
колеблющимся или, поддавшись искушению, спешно переходит границу двух миров и
устраивается в мире фикции.
Таким образом, исходным пунктом побега в мир фикции индивидуальная психология
считает ошибочное мнение индивида о невозможности преодолеть поставленные перед ним
жизнью задачи. И если хотя бы одни раз человек встал на ошибочную позицию, это может иметь
для него печальные последствия. Он все глубже затягивается в болото заблуждения и спорных
поступков.
Чем значительнее недостаток социального чувства в ребенке, тем непродуктивнее его
форма "я".
Важно отметить, что воспитание в обществе и для общества рассматривается Адлером
шире, чем это было общепринято, Здесь речь идет не только о простом руководстве
упорядоченной совместной работой детей в усвоении знаний и не только об обучении их
тактичному поведению во взаимоотношениях с другими людьми. Воспитание в обществе по
Hosted by uCoz