Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 140 
Next page End  

всегда по-своему. Она росла в состоятельной семье, поэтому когда она была ребенком, легко было
осуществлять любое ее желание. Когда девушка повзрослела, это не всегда стало возможным, и
она стала проявлять неудовольствие. Очень рано она принялась влезать в долги, пользуясь
кредитоспособной репутацией своей семьи, и за короткое время задолжала значительную сумму
денег. Это означает не что иное, как то, что она избрала другой путь исполнения своих желаний.
Хорошее поведение исчезло, когда мать отказалась уступать ее требованиям. Были ссоры, слезы, и
оказалось, что у девушки очень неприятный характер.
Исследуя этот и другие сходные случаи, можно прийти к общему выводу, что ребенок
способен удовлетворить свое стремление к превосходству хорошим поведением, и поэтому мы
никогда не можем быть уверенными в том, что такое поведение сохранится, если изменится
ситуация. Преимущество нашей психологической анкеты состоит в том, что она дает нам более
полное представление о ребенке и его деятельности, так же, как и о его отношении к своему
окружению и всем, кто в него входит. Всегда найдутся определенные показатели его образа
жизни; и когда мы изучим ребенка и сведения, полученные из ответов на анкету, мы увидим, что
черты его характера, эмоции и стиль жизни — это все средства, используемые им для достижения
превосходства, высокого положения в обществе, а также повышения ощущения своей значимости.
Однако существует тип ребенка, часто встречающийся в школе, который, как нам кажется,
противоречит этому описанию. Это вялый, необщительный ребенок, невосприимчивый к знаниям
или педагогическим воздействиям; который живет в мире собственных фантазий и никогда не
проявляет стремления к превосходству. Однако, исходя из накопленного опыта, можно понять,
что это тоже одна из форм проявления подобного стремления, хотя и абсурдная. У такого ребенка
нет веры в собственные способности достичь успеха обычными средствами, и в результате он
избегает всех путей и возможностей исправления. Он изолирует себя, чем производит впечатление
мизантропа. Однако эта его жесткость не отражает всей его личности; за ней вы можете найти
необычайно чувствительную, трепетную душу, которой необходима внешняя грубость, чтобы
защитить себя от боли. Он прячется за этой грубостью, как за доспехами, и ничто не может
вторгнуться в его мир. Если кто-нибудь найдет способ разговорить такого ребенка, он увидит, что
тот очень занят собой, постоянно грезит наяву и воображает события, в которых постоянно
оказывается великим или самым лучшим. Реальность очень далека от грез таких детей. Им
представляется, что они герои, покоряющие других; или тираны, лишающие всех остальных
власти; или мученики, помогающие страдающим. Склонность играть роль спасителя можно часто
встретить среди детей не только в их мечтах, но и поступках. Есть такие дети, на которых можно
положиться в случае опасности; они готовы рисковать ради другого. Дети, которые играют роль
спасителя в воображаемых ситуациях, готовят себя к этой роли в реальности и, если не
оказываются слишком скованными, воплощают ее в жизни, как только предоставляется
возможность.
Есть грезы, повторяющиеся постоянно. В Австрии во время монархии было много детей,
которые мечтали о спасении короля или одного из принцев от опасности. Разумеется, родители не
знают, что их детей обуревают подобные идеи. Эти примеры приводятся для того, чтобы стало
понятным, что слишком много мечтающие дети не
могут приспособиться к реальности и не в
состоянии заставить себя принести пользу. В таких случаях существует огромная пропасть между
фантазией ребенка и окружающей его действительностью. Дети иногда выбирают средний путь:
они сохраняют свои мечты, одновременно приспосабливаясь частично к реальности. Другие же
вообще не приспосабливаются к ней, а все глубже погружаются в созданный ими мир; в то время
как третьи не проявляют никакого интереса к воплощению в жизнь своих фантазий и занимают
себя только реальной действительностью - рассказами о путешествиях, охоте, истории и т. д.
Несомненно, что ребенку должно быть присуще воображение так же, как и готовность
приобщения себя к реальности; но мы не должны забывать, что дети не воспринимают свои
фантазии и правду жизни так же просто, как мы, и склонны жестко делить мир на две крайности.
Самое важное, что мы должны иметь в виду в наших попытках постичь ребенка — это то, что у
них есть яркая тенденция делить все на противоположности (верх или низ, все хорошо или все
плохо, умный или глупый, главный или подчиненный, все или ничего). Взрослые тоже
используют подобную схему противоположностей при апперцепции. Хорошо известно, что очень
трудно избавиться от такого образа мышления, например, восприятие холодного и горячего в
качестве противоположностей, в то время как мы знаем из науки, что единственная их разница —
это разница в температуре.
Такую систему апперцепции, основанную на противоположностях и часто встречающуюся
у детей, можно также найти и в истоках философской науки. В ранней греческой философии
доминировала именно подобная идея. Даже сегодня почти каждый начинающий философ
старается определить систему ценностей посредством противоположностей. Некоторые из них
даже составляют таблицы: жизнь — смерть, верх — низ, и, наконец, мужчина — женщина. Есть
существенное сходство между сегодняшней детской и древней философской схемой апперцепции;
Hosted by uCoz