Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 140 
Next page End  

проявляются так же четко, как это происходит на фотографической пластине в процессе ее
проявления.
Однажды у нас была такая возможность понаблюдать за поведением приемного ребенка. Он
был неисправим, подвержен вспышкам гнева; и никто не мог сказать, что он выкинет в
следующий момент. При беседе с нами он давал неразумные ответы; он говорил о вещах,
совершенно не связанных с нашими вопросами. Когда мы обдумали всю ситуацию в целом, то
пришли к выводу: ребенок живет в доме своих новых родителей в течение нескольких месяцев и
сохраняет враждебное отношение к ним, — значит, ему не нравится там жить.
Это был единственный вывод, который мы извлекли из данной ситуации. Вначале его
приемные родители недоумевали и говорили, что к ребенку они относились хорошо, фактически
даже лучше, чем когда-либо к нему относились. Однако это не имеет решающего значения. Часто
мы слышим, как родители говорят: «Мы все испробовали с ребенком: мягкость и строгость, но
ничего не помогло». Доброты самой по себе еще недостаточно. Есть Дети, которые
благожелательно реагируют на доброту, но мы не должны при этом воображать, что изменили их
к лучшему. Им кажется, что они находятся какое-то время в благоприятном положении, но по сути
они остаются такими же, и при исчезновении доброго отношения все сразу возвратится на круги
своя.
Что необходимо, так это понимание того, как данный ребенок понимает и чувствует, т. е.
как он представляет себе свое положение, а не то, что думают его родители. Мы указали
приемным родителям на то, что этот ребенок не чувствовал себя счастливым с ними. Мы не могли
сказать им, насколько было оправданно подобное отношение ребенка к своим приемным
родителям, но что-то должно было случиться, чтобы вызвать в нем такую ненависть. Мы
посоветовали им, что если они не чувствуют в себе способности исправить характер ребенка и
завоевать его любовь, то им следует отдать его в другие руки, потому что он всегда будет
восставать против своего, как он считает, заточения. Позже мы узнали, что этот мальчик
превратился в отъявленного хулигана и его стали считать действительно опасным. Ребенка можно
было бы хоть как-то исправить добрым к нему отношением, но этого было бы недостаточно,
потому что он не понимал всей сути происходящего, которая стала ясной для нас после получения
дальнейшей информации. Достоверное объяснение ситуации заключается в следующем. Ребенок
рос вместе с детьми приемных родителей и считал, что те не заботились о нем в той мере, в какой
заботились о собственных детях. Разумеется, это не причина для острых вспышек раздражения, но
ребенок хотел покинуть семью и, следовательно, каждый свой шаг, который бы способствовал
исполнению его желания, он считал приемлемым. Он вел себя необдуманно, в соответствии с той
целью, что поставил перед собой, и поэтому мы не можем делать вывода о его возможном
расстройстве ума. Семье понадобилось некоторое время, чтобы понять, что им придется
расстаться с мальчиком, если они ощущают свою неспособность изменить его поведение.
Когда кто-то наказывает ребенка за его огрехи, то наказание для него является хорошей
причиной для продолжения своего сопротивления. Это является подтверждением его чувства, что
он прав в своих действиях. Наша точка зрения достаточно обоснована; и в этой связи можно
увидеть, что все ошибки такого ребенка должны быть оценены только как результат борьбы
против окружения, как результат его столкновения с новой ситуацией, к которой он не был готов.
Детские по своей сути ошибки не должны удивлять нас, так как мы наблюдаем проявление
подобной детскости и во взрослой жизни.
Интерпретация жестов и едва заметных форм выражения является почти неизученной
областью в психологии. Пожалуй, никто не находится в таком благоприятном положении, как
учитель, который может объединить все эти формы в систему с тем, чтобы изучать их
внутреннюю связь и происхождение. Необходимо помнить, что та или иная форма выражения в
разных случаях может иметь различное значение; скажем, два ребенка могут выполнять
аналогичное действие, придавая им разный смысл. Более того, у трудных детей формы
выражения, вызванные даже одной и той же психологической причиной, могут варьироваться. Это
говорит о том, что к намеченной цели ведут несколько путей.
В связи с этим мы не можем говорить, что правильно или неправильно с точки зрения
здравого смысла. Когда дети неверно ведут себя, это означает, что у них ошибочная цель.
Следовательно, все, что происходит далее как результат стремления к ошибочной цели, также
является ошибочным. Особенностью человеческой натуры является то, что у нас множество
возможностей для совершения ошибок, в то время как в нашем распоряжении имеется лишь одна
истина.
Существует несколько форм выражения, имеющих определенное значение, которым не
уделяют внимания в школе. Например, такая форма выражения, как положение спящего во сне.
Интересен случай с 15-летним мальчиком, страдавшим от галлюцинаций, связанных с тогдашним
императором Францем Иосифом I, который якобы умер и призраком явился к нему и приказал
организовать поход против России. Когда мы ночью вошли к нему в комнату, чтобы посмотреть,
как он спит, то увидели поразительную картину. Он лежал в кровати в позе Наполеона. Когда мы
Hosted by uCoz