Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 140 
Next page End  

вспоминают, какими особенными они были детьми; как они были необщительны, вели себя как
девчонки или мальчишки в зависимости от ситуации. Они развивались в согласии с тем, как
воспринимали соответствующую половую роль. Следующий вопрос, касающийся уровня
полового развития и соответственно приобретенного опыта, имеет отношение к тому, что каждой
возрастной ступени присуще свое понимание сексуального аспекта. Я бы сказал, что по крайней
мере 90% детей до освещения сексуальных тем со стороны родителей и педагогов уже имели о
них прекрасное представление. Нельзя установить каких-либо жестких и твердых правил при
половом просвещении, потому что невозможно предсказать, что из этого объяснения ребенок
примет к сведению, будет ли он ему доверять и вообще, как оно скажется на нем. Как только
ребенок обратится за объяснением, это обязательно следует делать с тщательным учетом
нынешнего состояния этого ребенка. Нецелесообразно давать поспешное, непродуманное
разъяснение, даже если оно не оказывает пагубного влияния.
Одна из трудных проблем касается приемного ребенка или пасынка, падчерицы. Дети,
принадлежащие к этим двум категориям, воспринимают хороший уход само собой
разумеющимся, а строгость к ним относят на свое особое положение в семье. Иногда ребенок,
потерявший мать, крепко привязывается к отцу. Некоторое время спустя отец женится, и ребенок
чувствует себя исключенным из семьи и поэтому отказывается подружиться с мачехой.
Любопытно отметить тот факт, что некоторые дети относятся к своим кровным родителям как к
приемным; здесь имеется в виду, конечно, острая критика и недовольство. Приемные родители
приобрели печальную славу, благодаря сказкам, в которых они представлены страшными людьми.
Сказки, отметим попутно, далеко не лучшее чтение для детей. Запретить их полностью
невозможно, так как дети узнают из них многое о человеческой природе.
Поэтому имело бы смысл сопровождать в книгах отдельные истории комментариями
воспитательного характера, чтобы предостеречь детей от чтения тех сказок, в которых есть
жестокость или извращенная фантазия. Сказки с героями-громилами, крушащими все на своем
пути, обычно призваны для устрашения детских читателей, для торможения их нежных чувств, —
это еще одна ошибочная идея, вытекающая из нашего поклонения силе. Мальчики считают
немужественным проявление чувств. Уму непостижимо, почему нежные чувства предаются
насмешкам, ведь ценность этих чувств несомненна, если ими, конечно, не злоупотребляют, хотя
не является секретом, что злоупотреблять можно любыми чувствами.
Незаконнорожденные дети также находятся в чрезвычайно сложном положении. И,
безусловно, неправильно, когда женщине и ребенку приходится нести на себе всю тяжесть
случившегося, в то время как причастный к этому мужчина остается свободным от всех
обязанностей. А платить за это по большому счету приходится, конечно, именно ребенку.
Неважно, насколько далеко простираются наши желания помочь таким детям, их страдание
предотвратить невозможно, потому что здравый смысл вскоре подскажет им, что не все в порядке.
Сверстники насмехаются над ними, или, например, законы страны усложняют условия их
проживания, и незаконность их рождения клеймом ложится на них по закону. Из-за своей
чувствительности они легко вовлекаются в ссоры, и у них развивается враждебное отношение к
миру, так как на всех языках имеются грубые, оскорбительные и унижающие человеческое
достоинство прозвища этим детям. Вполне объяснимо, почему так много сирот и
незаконнорожденных среди трудных детей и преступников. Асоциальные проявления, исходящие
от них, нельзя относить за счет врожденной и унаследованной предрасположенности.
ГЛАВА 10. РЕБЕНОК В ШКОЛЕ
Когда ребенок приходит в школу, он оказывается, как мы уже отмечали, в совершенно
новой для него ситуации. Как и все новые ситуации, приход в школу может рассматриваться в
качестве теста предшествующей подготовки. Если ребенка готовили должным образом, то он
пройдет тест нормально; если нет, то изъяны в его подготовке станут очевидными.
Мы не часто ведем записи о психологической подготовленности ребенка, когда он идет в
ясли или начальную школу; и если бы они у нас были, то можно было бы пролить свет на
поведение взрослого человека. Такие «тесты новой ситуации» могли бы стать неизмеримо более
всеобъемлющими, чем обычные тесты схоластического характера.
Что требуется от ребенка, когда он поступает в школу? Школьная деятельность — это
своего рода работа, которая требует сотрудничества с учителем и одноклассниками, равно как и
интереса к школьным предметам. По тому, как ребенок реагирует на эту новую ситуацию, мы
можем оценить его способности к сотрудничеству, а также сферу его интересов. Мы можем
сказать, какими предметами ребенок интересуется; мы можем увидеть, насколько вызывает его
интерес то, что говорит другой человек; мы можем сказать, интересуется ли он вообще чем-
нибудь. Мы можем выяснить все эти факты, изучая позицию ребенка, его осанку, его взгляд; то,
как он слушает, обращается ли он к учителю по-дружески или он держится от него на расстоянии
и т. д.
Hosted by uCoz