Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 140 
Next page End  

людьми, которые живут изолированно, кто не заинтересован в других и у кого нет привычки к
сотрудничеству.
Поскольку мы говорим о семейном окружении, можно упомянуть и о трудностях, которые
возникают в результате изменения экономических обстоятельств. Если семья была когда-то
богата, особенно когда ребенок был очень мал, а затем лишилась своих денег, то явно возникает
трудная ситуация. Она наиболее тяжела для избалованного ребенка, так как он не подготовлен к
обстоятельствам, когда не может получать столько внимания, как прежде. Ему недостает
утерянных преимуществ и он тоскует о них.
Если семья неожиданно становится богатой, вновь возникают трудности в воспитании
детей. В этом случае родители не готовы к надлежащему использованию своего богатства, и в чем
особенно они ошибаются, так это в своем новом отношении к детям. Они хотят создать им
условия для приятного времяпрепровождения, они хотят побаловать детей, так как чувствуют, что
теперь им нет нужды скупиться на что-либо, и портят их. В результате очень часто можно
наблюдать трудных детей в недавно разбогатевших семьях. Сын только что разбогатевшего отца
— яркий пример подобного типа трудного ребенка.
Этих трудностей и даже бед можно избежать, если ребенка должным образом обучать
сотрудничеству. Все эти ситуации похожи на своеобразные открытые двери, через которые
ребенок убегает от необходимости упражнений в сотрудничестве, и нам в связи с этим
необходимо быть особенно начеку.
На детей воздействует не только исключительность материальных обстоятельств, таких, как
бедность или неожиданное богатство, но также и ненормальные психологические обстоятельства.
Мы имеем в виду психологические предубеждения, которые возникают в семье. Они могут
возникнуть из-за каких-либо действий родителей, например, если отец или мать совершили какой-
то неблаговидный поступок. Этот факт оказывает на ребенка сильное впечатление. Он будет
ожидать будущее со страхом и смятением. Ему захочется спрятаться от своих приятелей, он будет
бояться, что однажды обнаружится, что у него такие родители.
Родители несут ответственность не только за то, чтобы обучить ребенка чтению, письму и
счету, но также и за то, чтобы обеспечить ему надлежащую психологическую основу для
развития, чтобы ему не пришлось переносить больше трудностей, чем другие. Так, если отец
пьяница или вспыльчив, он должен помнить, что все это сказывается на ребенке. Если налицо
несчастливый брак, если муж и жена постоянно ссорятся, то за это именно ребенку приходится
снова расплачиваться. Эти детские воспоминания похожи на живые записи в душе ребенка, и он
не может так легко их забыть. Он может, конечно, избежать их воздействия, если его научили
сотрудничеству. Но уже сами эти ситуации, которые создают подобные испытания для ребенка,
исключают возможность получения такой науки от родителей. Вот почему в последние годы
получило развитие всеми признанное движение за организацию консультативных пунктов для
детей в школах. Если родитель по какой-то причине не может выполнять свои обязанности, эти
обязанности должны быть переданы психологически подготовленному учителю, который может
привести ребенка к здоровому образу жизни.
Кроме предубеждений, возникающих в силу личностных обстоятельств, имеются
предрассудки национальные, расовые и религиозные. Всегда можно увидеть, что подобные
предрассудки воздействуют не только на унижаемого ребенка, но также и на других —
агрессивных, унижающих его. Они становятся высокомерными и самодовольными; они думают,
что принадлежат к привилегированной группе, и когда они стараются построить свою жизнь в
соответствии с привилегиями, которые они сами себе создали, то терпят неудачу.
Национальные и расовые предрассудки — это безусловно основные причины войны,
огромного бедствия для человечества, и они должны быть уничтожены во имя спасения прогресса
и культуры. Задача учителя — показать войну в ее истинном свете, а не в предоставлении детям
легкой и доступной возможности выражения своего стремления к превосходству, играя ружьями и
мечами. Это неправильная подготовка к цивилизованной жизни. Есть много юношей, которые
присоединяются к армии в результате военного воспитания, полученного в детстве; но кроме тех,
кто идет в армию, есть в сотни раз больше тех, кто психологически искалечен до конца своей
жизни военизированными играми. Они всегда идут по жизни как бойцы — с боеприпасами на
плечах — и никогда не научатся искусству ладить с людьми.
Во время Рождества и других праздников, когда покупаются игрушки, родителям следует
быть внимательными к тем играм, которые получают дети. Они должны оградить своих детей от
оружия и военных игр, так же, как и от всех книг, которые прославляют героев войны и военные
подвиги.
Что касается выбора хороших игрушек, можно было бы сказать очень много по этому
поводу, но основной принцип заключается в том, чтобы выбирать вид игрушек, который бы
стимулировал ребенка к сотрудничеству и конструктивности в своих занятиях. Надо понять, что
игры, в процессе которых ребенок может работать и что-то строить, более предпочтительны и
ценны, чем готовые или законченные игрушки, требующих от ребенка лишь укачивания куклы
Hosted by uCoz