Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 140 
Next page End  

В подростковом возрасте мы можем понять образ жизни личности лучше, чем в
предшествующие до этого возраста годы. Причиной, конечно, является то, что отрочество к жизни
как к таковой находится ближе, чем детство. И теперь нам легче будет увидеть его отношение к
наукам. Мы сможем понять, легко ли он завязывает дружбу с людьми и может ли он быть
человеком, социально заинтересованным в других.
Иногда этот постоянно присутствующий социальный интерес принимает чрезмерный
характер, и мы можем встретить подростков, потерявших чувство меры и желающих только
жертвовать своей жизнью ради других. Они слишком социализированы, и это также может
явиться препятствием в их развитии. Мы знаем, что если человек действительно хочет быть
полезным для других и работать на общее благо, он прежде всего должен позаботиться о себе. Он
должен иметь нечто, чем он может поделиться с другими, если это нечто чего-то стоит.
С другой стороны, мы видим многих молодых людей в возрасте от 14 до 20 лет, которые в
социальном плане чувствуют себя полностью потерянными. В 14 лет они ушли из школы, потеряв
тем самым связь со своими старыми товарищами; и на то, чтобы завести новые знакомства, у них
уйдет много времени. А они между тем чувствуют себя полностью изолированными. Затем встает
вопрос о профессии. Здесь вновь подростковый возраст многое раскрывает. Он выявляет
отношение, сформированное в образе жизни. Можно встретить некоторых молодых людей,
становящихся очень независимыми и изумительно работоспособными. Они тем самым
показывают, что находятся на правильном пути развития. Другие, однако, в это же время
приостановятся в своем развитии. Они не найдут для себя подходящего занятия; они всегда будут
что-нибудь менять: либо профессии, либо школы и т. д. Либо они выберут праздность и не захотят
работать вообще.
Ни один из этих признаков не был приобретен в отрочестве, просто в этот период они
наиболее отчетливо проявились, будучи сформированы еще в прошлом. И зная, например, очень
хорошо какого-то конкретного ребенка, можно предсказать его будущее поведение в отрочестве,
когда у него будет возможность для самовыражения, более свободная, чем в тот период, когда за
ним наблюдали, опекали, ограничивали.
Мы подходим к третьей, фундаментальной жизненной проблеме — любви и браку. Как
раскрывается личность подростка в его отношении к этой проблеме? И вновь здесь нет разрыва с
предшествующим периодом, только повышенная психическая активность делает это отношение
более четким, чем раньше. Мы обнаружим, что некоторые подростки совершенно уверены в том,
как они должны вести себя. Они относятся к проблеме любви либо романтично, либо очень смело.
В любом случае они находят правильную норму поведения по отношению к противоположному
полу.
Есть другая группа детей уже иной крайности, которые ужасно застенчивы в вопросе секса.
И хотя по возрасту они близки к этой области человеческих отношений, они проявляют отсутствие
подготовки к ней. Если обратить внимание на проявления личности в подростковом
возрасте,
можно довольно точно определить линию поведения подростка в дальнейшей жизни. И мы знаем,
что необходимо делать, если мы хотим изменить будущую жизнь этого ребенка.
Если подросток относится очень негативно к противоположному полу, то проследив всю
его предшествующую жизнь, мы обнаружим, что он, вероятно, был борющимся ребенком.
Возможно, он чувствовал себя угнетенным и подавленным из-за того, что предпочтение
отдавалось другому ребенку. В результате он теперь считает, что должен идти вперед, не проявляя
слабостей, что должен быть надменным и отрицать все проблески чувств. Таким образом, его
отношение к вопросам пола становится отражением его детских переживаний.
В подростковом возрасте часто наблюдается желание уйти из дома. Это явление может
быть объяснено тем фактом, что ребенок никогда не был удовлетворен домашними условиями и
сейчас обостренно ожидает первой же возможности, чтобы порвать семейные узы. Он больше не
хочет, чтобы его поддерживали, хотя на самом деле в продолжении этой поддержки
заинтересованы обе стороны: и он сам, и родители. И если вдруг дела у ребенка пойдут плохо, то
отсутствие помощи со стороны родителей становится оправданием его неудач.
Та же самая тенденция, но выраженная в меньшей степени, наблюдается в случае с детьми,
которые, живя дома, используют любую малейшую возможность, чтобы не прийти ночевать.
Конечно, гораздо более заманчиво искать развлечения вне дома, чем проводить время в
бездействии дома. И в этом также можно видеть упрек семье и знак того, что ребенок в ней не
чувствует себя свободным, а постоянно находится под опекой и наблюдением. Таким образом, у
него никогда не бывает возможности выразить себя и понять свои собственные ошибки.
Подростковый период является опасным периодом, во время которого может начаться движение в
этом направлении.
Многие дети чувствуют отсутствие уважения к себе
значительно острее в подростковом
возрасте, нежели когда бы то ни было ранее. Возможно, они были хорошими учениками в школе,
где их высоко оценивали учителя; затем их неожиданно перевели в другую школу, в другую
социальную среду или к иному роду занятий. К тому же нам хорошо известно, что будучи часто
Hosted by uCoz