Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 140 
Next page End  

создается впечатление, что он пытается вернуться в прошлое. Он хочет вернуться назад, в то
время, когда он был младше, слабее и больше нуждался в помощи, чем сейчас.
Мы можем восстановить психологическое состояние мальчика, исходя из уже имеющихся у
нас фактов. Этот ребенок не ищет спасения в выполнении тех заданий, которые обычно доступны
детям его возраста; ведь он уверовал в то, что по развитию он отстает от других и потому не
может соперничать с ними, и ведет себя подобающим образом. И то, что он ощущает себя ниже
других, и выражено в принижении своего возраста. Возможно и то, что он отвечает «Одиннадцать
лет», а при определенных обстоятельствах ведет себя как пятилетний ребенок. Мальчик до того
уже уверился в своей неполноценности, что пытается приспособить свою деятельность к статусу
отстающего, к которому, как он полагает, и относится.
Мальчик до сих пор ходит под себя днем и не может контролировать нормальную походку.
Эти симптомы проявляются тогда, когда тот или иной ребенок верит или хочет верить в то, что он
все еще маленький. И эти показатели подтверждают наше заключение, что данный мальчик хотел
уцепиться за свое прошлое и вернуться к нему, если бы это было возможно.
До того, как ребенок родился, в доме уже держали гувернантку. Она очень привязалась к
малышу и при случае всегда занимала место матери, беря ребенка под свое покровительство. Из
этого мы могли вывести определенные выводы. Мы уже знаем, как жил ребенок, знаем, что он не
любил вставать рано по утрам. Описание его долгого пробуждения сопровождалось жестом
отвращения. И мы вынесли заключение, что мальчик не любит ходить в школу. Тому, кто не ладит
со своими школьными товарищами, кто чувствует себя угнетенным, кто не верит, что способен
хоть что-нибудь довести до конца, вряд ли захочется пойти в школу. И как результат, у него не
будет желания вставать утром для школы.
Его гувернантка, однако, сказала, что мальчик все же хотел ходить в школу. Действительно,
когда недавно он
был болен, то даже упрашивал, чтобы ему позволили встать. И в том, что мы
отметили выше, нет никакого противоречия. Вопрос же должен ставиться такой: «Как гувернантка
допустила такую ошибку?» И обстоятельства, при которых это случилось, понятны и даже
забавны. Просто больной ребенок мог позволить себе заявить, что он хочет идти в школу, так как
точно знал ответ своей гувернантки: «Тебе нельзя идти, ведь ты же болен». Семья, однако, не
понимала кажущейся противоречивости и пребывала в растерянности в своих попытках сделать
что-нибудь с мальчиком. У нас также часто была возможность наблюдать за неспособностью этой
гувернантки понять, что же в действительности творилось в душе ее любимца.
В характере мальчика развилось и еще кое-что, что стало непосредственной причиной
посещения нас, психологов. Дело в том, что он украл у гувернантки деньги для покупки конфет.
Это еще раз показало, что мальчик вел себя как маленький ребенок. Взятие без спроса денег на
сладости является исключительно детской чертой. Малыши всегда подвержены этому пороку,
когда не могут контролировать свою страсть к леденцам; это также дети, которые не могут
контролировать функции своего организма. С психологической точки зрения рассматриваемая
ситуация означает следующее: «Вы должны следить за мной, иначе я набедокурю». Мальчик все
это время пытался подстроить ситуации таким образом, чтобы окружающие были заняты только
им, потому что у него не было уверенности в себе. Когда мы сопоставили ситуацию в семье со
школьной, связь между ними стала очевидной. Дома он мог найти людей, которые возились с ним,
в школе он таковых иметь не мог. Но кто хоть раз попытался что-нибудь изменить в поведении
ребенка?
К тому времени, когда мальчика привели к нам, его считали отсталым и неполноценным
ребенком, в то время как он совершенно не заслуживал подобной характеристики. Он был вполне
нормальным. И чем скорее бы
он обрел веру в себя, тем быстрее бы стал учиться на равных со
своими школьными товарищами. Он постоянно был склонен видеть во всем для себя только
плохое и заранее предвкушать поражение, прежде чем сделать хоть шаг вперед. Отсутствие
уверенности в себе проявлялось в каждом его жесте, что и было отражено в характеристике
учителя: «Не может сосредоточиться, рассеян, замкнут и т.д.». Его неуверенность была столь
очевидной, что никто бы не смог этого не заметить; а обстоятельства так явно складывались
против него, что изменить его точку зрения на свой счет было бы очень трудно.
После заполнения нашей анкеты мы дали психологическую консультацию. Нам пришлось
побеседовать не только с мальчиком, но и с целой группой людей. Во-первых, с матерью, которая
давно смирилась с тем, что сын ее безнадежен, и пыталась лишь помочь ему в том, чтобы он время
от времени хоть что-нибудь мог бы делать. Во-вторых, со старшим братом, который с презрением
взирал на своего младшего брата.
Наш мальчик, естественно, не мог ответить на вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда
вырастешь?» И это наводит на размышления. Всегда подозрительно, когда подросток вообще не
знает того, кем он хочет быть. В жизни случается так, что люди обычно выбирают не ту
профессию, о которой мечтали в детстве. Но это не имеет значения. Во всяком случае, у них есть
цель в жизни. В самом раннем возрасте дети хотят стать шоферами, сторожами, кондукторами или
кем-то еще, что вызывает у них детское восхищение. Но когда у ребенка нет никакой цели, то в
Hosted by uCoz