Navigation bar
  Print document Start Previous page
 60 of 140 
Next page End  

этом случае надо предполагать, что он боится смотреть в будущее и хочет вернуться в свое
прошлое, иначе говоря, он хочет избежать будущего и всех проблем, связанных с ним.
Казалось бы, это входит в противоречие с одним из основных утверждений индивидуальной
психологии. Мы всегда вели речь о стремлении к превосходству, характерному для детского
возраста; и мы попытались доказать,
что каждому ребенку свойственно желание раскрыться; что
он хочет стать значительнее, чем другие, хочет чего-нибудь добиться в своей жизни. И
неожиданно перед нами появляется ребенок, разбивающий наши доводы; ребенок, стремящийся
уйти в тень, стать меньше и найти себе покровителя. И как же нам все это объяснить? Динамика
психической жизни не проста. Любое движение души несет в себе запутанность и сложность. И
если в сложных случаях мы будем делать упрощенные заключения, то мы постоянно будем
пребывать в заблуждении. Любая сложная педагогическая ситуация содержит подводные камни, и
попытка решить данный вопрос диалектически с точки зрения борьбы противоположностей, как
например, если утверждать, что мальчик пытается двигаться в обратном направлении, чтобы
оказаться сильнейшим, а также быть в безопасности, — все это не выдержит критики, пока не
станет понятной вся картина в целом. Исходя из этого, мы видим, что такие дети по-своему, пусть
и в забавном виде, правы. Они никогда не станут такими же сильными и влиятельными, какими
являлись в то время, когда были еще очень маленькими, слабыми и беспомощными и ничего от
них не требовалось. Такой ребенок, потерявший уверенность в себе, боится, что у него никогда и
ничего не получится. И можем ли мы тогда предположить, что он с готовностью встретится с
будущим, в котором от него будут чего-то ожидать? Он должен избегать любой ситуации, в
которой его силы и возможности должны быть использованы для определения его как
индивидуальности. Таким образом, устраняется все, кроме четко очерченной сферы деятельности,
где с него будут спрашивать по минимуму. Отсюда легко становится понятным, что остается лишь
определенная толика устремлений — быть признанным; и это то признание, которое он получал,
будучи малышом, зависящим от других.
Нам пришлось побеседовать не только с учителем мальчика, его матерью и старшим
братом, но также и с отцом и нашими коллегами. Такое количество обсуждений требует
огромного труда, большей части которого можно было бы избежать, если бы мы могли склонить
на свою сторону учителя. Это не означает, что такое невозможно, но, однако, не все так просто.
Многие учителя до сих пор очень строго придерживаются старых методов и взглядов и считают
психологические исследования чем-то экстраординарным. Многие из них опасаются, что
психологический тест фиксирует потерю их влияния, или же они считают подобные тесты
неоправданным вмешательством. И это, разумеется, не так. Психология — это наука, которую
нельзя одолеть за один присест и которую надо изучать и использовать на практике. Однако при
неверной точке зрения от нее как от науки, увы, мало пользы. Терпимость также является
необходимым качеством, особенно для учителя; и похвально, когда он восприимчив к новым
идеям психологии, даже если они, казалось бы, входят в противоречие с нашими сложившимися
взглядами. Сегодня при существующих условиях у нас нет права категорически опровергать
мнение учителя. Что же делать в такой сложной ситуации? Наш опыт предполагает единственное
в подобных случаях действие: вызволить ребенка из того затруднительного положения, в которое
он попал, иначе говоря, просто забрать его из школы. И при этой процедуре никто не пострадает.
Практически никто не знает, что происходит; мальчуган же, наконец, лишается своего тяжкого
бремени. Он входит в новую ситуацию, неизвестную ему во всем. Ему не нужно беспокоиться о
том, что кто-то о нем плохо подумает, как и не нужно переживать презрение со стороны
окружающих. Каким образом это достигается, объяснить не так просто. Очень большая нагрузка в
связи с этим падает на семью. Наверное, каждый педагогический случай имеет свой, несколько
отличный подход к решению. Однако нам того было бы легче иметь дело с такими детьми, у
которых большинство учителей сведущи в индивидуальной психологии, которые с пониманием
воспримут любую ситуацию и смогут помочь своим детям в школе.
ГЛАВА 14. ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Эта книга, как уже отмечалось выше, адресована родителям и учителям; и те и другие могут
в равной степени использовать новые данные психологии в психической жизни ребенка.
Последние исследования говорят о том, что когда ребенок получает хорошее образование, то не
имеет решающего значения , под чьим большим руководством — родителей или учителя — шло
воспитание и развитие этого ребенка. Мы имеем в виду, разумеется, внешкольное образование —
не обучение учебным дисциплинам, а развитие личности, что является важнейшей частью
образования. Сегодня, хотя обе стороны (и родитель и учитель) вносят свою лепту в процесс
воспитания, — родители вносят поправки в несовершенство школы, учитель корректирует
недостатки семейного воспитания — тем не менее истина такова, что в наших больших городах
под влиянием современных социальных и экономических условий основное бремя
ответственности падает все же на учителя. В большинстве своем родители не столь восприимчивы
к новым идеям, как наши учителя, имеющие профессиональный интерес к воспитанию детей.
Hosted by uCoz