Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 140 
Next page End  

дважды за одну и ту же провинность, в то время как мы считаем, что и одного наказания более чем
достаточно.
Нам известны печальные последствия, сопровождающие подобное двойное наказание.
Представим себе ребенка, который должен принести домой дневник с плохими оценками. В
страхе от родительской порки, он не показывает его им; а боясь наказания в школе, он пропускает
занятия; или, скажем, подделывает в дневнике подпись родителей. И мы должны вовремя как
замечать эти факты, так и относиться к ним серьезно; всегда необходимо рассматривать весь
спектр взаимоотношений ребенка с окружающим его миром. Мы должны задать себе вопрос: а что
произойдет от наших дальнейших действий? Как они повлияют на этого ребенка? И чем мы
конкретно располагаем, что могло бы благотворно повлиять на него? Сможет ли ребенок
выдержать ту психологическую нагрузку, к которой мы его подвели, и способен ли он будет
извлечь из этого состояния что-то полезное и конструктивное для себя?
Мы знаем, что дети и взрослые по-разному относятся к трудностям. В процессе
перевоспитания перед тем, как приступить к изменению образа жизни ребенка, необходимо быть
очень осторожным и глубоко уверенным в результатах педагогического воздействия. Тот, кто к
вопросам воспитания и перевоспитания всегда подходит обдуманно и всесторонне, тот сможет
предсказать с высокой степенью определенности результаты своих усилий. Опыт и мужество
очень существенны в педагогической деятельности, так же, как и непоколебимая вера в то, что
несмотря ни на какие обстоятельства, всегда существует возможность уберечь ребенка от
расстройства. И есть в конце концов старое и испытанное правило, которое гласит о том, что
никогда не бывает слишком рано начать. Тот, кто привык воспринимать человека как целое и
рассматривать проявления личности как часть этого целого, сможет понять и помочь ребенку
намного эффективнее, чем тот, кто привык, вычленив один из симптомов, исследовать его как
единую, застывшую схему. Так, например, происходит,
когда учитель пишет родителям ученика
по поводу плохо выполненного домашнего задания.
Сейчас наступает время новых идей, новых методов и нового понимания в вопросах
воспитания детей. Наука оставляет в прошлом старые, изжившие себя подходы и традиции.
Приобретенные знания возлагают на учителя больше ответственности, но в то же время и
позволяют ему лучше понять проблемы детства и дают большую возможность помочь детям,
которые проходят через его руки. Очень важно помнить о том, что отдельное проявление,
рассматриваемое в отрыве от всей личности в целом, теряет свое значение; и мы сможем понять
его только тогда, когда будем исследовать этот поведенческий акт в связи со всеми качествами
личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. ВОПРОСНИК
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Для исследования и работы с проблемными детьми. Составлен Международным обществом
индивидуальной психологии.
1. Когда появился первый повод для беспокойства? В какой ситуации (психического или
иного рода) находился ребенок, когда впервые были отмечены его неудачи?
Большое значение представляют нижеприведенные ситуации: изменение среды; начало
школьной жизни; рождение новых детей; наличие младших или старших братьев и сестер;
неудачи в школе; смена учителей или переход в другую школу; новые знакомства; болезни
ребенка; развод или новое бракосочетание в семье; смерть родителей.
2. Имелись ли в раннем возрасте ребенка во время его еды, или когда он одевался, шел
спать, такие проявления, как: умственная или физическая слабость, застенчивость,
легкомысленность, скрытность, грубость, зависть, ревность, зависимость от других? Боялся ли
ребенок одиночества или темноты? Осознает ли он свой пол в сексуальном отношении? А также
особенности своего пола (первичные, вторичные и др.) Как он воспринимает противоположный
пол? Насколько он просвещен в вопросах пола и своей сексуальной роли? Является ли он родным
ребенком или пасынком? Или незаконнорожденным? Или приемным? Или сиротой? Как
обращались с ним его приемные родители? Имеется ли с ними связь на настоящий момент? В
соответствии ли с признанными нормами научился он говорить и ходить? Имелись ли в этом
отношении трудности? Вовремя ли появились зубы? Имели ли место ярко выраженные трудности,
когда он учился читать, рисовать, петь, плавать? К кому он был наиболее привязан: к отцу,
матери, дедушке с бабушкой или няне? Необходимо определить, проявляет ли ребенок
враждебность к своему окружению, а также попытаться найти первопричину его чувства
неполноценности. Имеет ли место тенденция к избежанию им трудностей, и насколько
проявляются в ребенке эгоизм и чувствительность?
3. Много ли хлопот доставляет этот ребенок? Чего и кого он больше всего боится?
Вскрикивает ли он по ночам? Страдает ли он энурезом? Подавляет ли он только более слабых
детей или держится высокомерно и с более сильными? Проявляет ли он горячее желание спать в
родительской постели? Был ли он неуклюжим? Был ли у него рахит? Что можно сказать о его
Hosted by uCoz