Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 140 
Next page End  

Разделение труда является жизненно необходимым для сохранения человеческого
общества. Следовательно, каждый человек, условно говоря, должен занимать свою определенную
нишу. Если же он не участвует в осуществлении этого обязательного условия, то он отказывается
от сохранения социальной жизни как таковой, равно как и от сохранения собственно рода
человеческого. Он забывает о своей роли как о человеке-собрате и становится некто, создающим
проблемы. В относительно легких случаях имеются в виду дурные манеры, злонамеренность,
потакание своим прихотям; при сложных же мы наблюдаем эксцентричность, правонарушения, а в
последующей жизни и преступление. Эти явления возникают исключительно вследствие их
отдаленности и несовместимости с требованиями социальной жизни.
Достоинство человека определяется тем, насколько он соответствует тому месту, которое
занимает в сообществе в плане разделения труда. Утверждаясь в социальной жизни, человек
становится значимым для других; он начинает представлять одно из звеньев грандиозной цепи, на
которой и зиждется продолжение человеческого общества; и в случае отсутствия определенного
количества звеньев социальная жизнь приходит к упадку. В идеале, именно индивидуальные
способности каждого человека определяют его место во всеобъемлющем общественном трудовом
процессе. Однако в это положение закралось некоторое противоречие; оно нарушило эту
концепцию разделения труда, выдвинув ошибочный критерий оценки значимости личности. По
той или иной причине человек может и не соответствовать своему месту в обществе; также могут
возникнуть трудности на почве жажды власти или неоправданной амбиции у некоторых
индивидуумов, которые в своих эгоистических интересах препятствуют этому способу
человеческого общежития и сотрудничества. Личная власть или экономические интересы
становятся причиной такого распределения видов труда, чтобы более приятное положение,
дающее больше власти, доставалось определенным группам общества, в то время как другие не
допускаются к нему. А так как жажда власти играет в этом случае огромную роль, то процесс
разделения труда никогда не протекал гладко. Стремление к власти как мощный, незатухающий
феномен постоянно создавало ситуацию, когда одним предоставлялась привилегированная работа,
а другим работа в роли подчиненных.
Подобное разделение труда привнесено и в половой диморфизм людей (деление на два
противоположных пола). Уже изначально это явление отстраняет одну часть, женскую, от
определенных видов деятельности из-за ее физической конституции; в то время как, наоборот,
другие профессии минуют мужчин, потому что их можно лучше использовать в иной области.
Подобное разделение труда следует осуществлять в соответствии с абсолютно беспристрастными
критериями.
Женское движение, умеющее не доводить до критической точки свою борьбу, признало
логику именно этой точки зрения. Она не лишает женщин их начала, как и не разрушает
естественное отношение мужчины и женщины к тем видам трудовой деятельности, которые
наиболее подходят им. На протяжении развития человечества разделение труда приняло такую
форму, когда женщина берет на себя ту часть работ, которая при этом не мешает мужчине
оставаться занятым чем-либо другим; в то время как последний может с большей пользой
использовать свои возможности. Такой способ разделения труда можно считать оправданным до
тех пор, пока трудовые ресурсы не начинают растрачиваться в связи с этим впустую, а
интеллектуальный и физический потенциал использоваться не по назначению.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Мужское господство³
Рассматривая развитие культуры через призму стремления к власти, особенно через призму
попыток отдельных людей или целых классов сохранить для себя привилегии, можно видеть, что
разделение труда отдано на откуп сильной половине человечества. Эта тенденция существует и по
сей день; ее результатом является то, что человеческая культура характеризуется чрезмерным
возвышением значимости мужчин. Таким образом, разделение труда — это не что иное, как
наделение мужчин гарантированными привилегиями. Занимая доминирующее положение,
мужчины оказывают влияние на положение женщин в разделении труда и создании материальных
благ с целью достижения собственных преимуществ: Мужчины не только предписывают
женщинам соответствующую им сферу жизни, но и навязывают ее; они определяют для женщин и
образ жизни, который подчиняется мужскому миропониманию.
Состояние данной проблемы на сегодня таково, что мужчины постоянно стремятся к
господству над женщинами, в то время как последние постоянно выражают недовольство по
поводу мужских привилегий. И хотя, однако, оба пола теснейшим образом связаны друг с другом,
тем не менее наблюдается постоянное напряжение между ними, нарушение психологической
гармонии. Эта всеобщая психологическая ситуация исключительно болезненно переживается как
той, так и другой стороной и ведет к далеко идущим неблагоприятным последствиям.
Доминирующее положение мужчины не имеет естественного происхождения и его
пришлось закрепить рядом законов. До этого, должно быть, существовали периоды, когда
приоритет мужчин не был так четко выражен. Действительно, имеются исторические
Hosted by uCoz