Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 193 
Next page End  

серьезные лидеры придавали большое значение внешнему виду солдата, и лучшие
модельеры разных эпох дрались за «госзаказ» -разработать военную форму. И конкурсы
проводили, и лучшее отбирали, и короли лично монаршею рукой изволили поправлять
эскизы и вносить ценные указания.
Вот такой аспект привлекательности фашизма.
24. Киномассовка: немцы гонят пленных по городу. Из толпы на тротуаре (звук пишут
потом) – обязательно шутка: «Наконец-то наши пришли!». И беззлобный гоготок, мелкое
развлечение.
Юмор – это не только реакция на несоответствие. Юмор – это еще защитная реакция на
опасность. Здесь – обшучивается ситуация, опасность которой невсамделишная:
воображаемая опасность, от которой гарантирована реальная безопасность. Данная шутка –
продолжение киносъемки как игры, вовлеченность в акт искусства, маленький подогрев
ощущений и сопереживаний. Стремление чуть-чуть обострить ощущения собственные.
Перерыв в съемке. Эсэсовец с моноклем в глазу, арийское лицо, ледяной взгляд, прямая
выправка, деревянная походка, стук каблуков – входит в гастроном. Легкое замешательство.
Подходит к кассе, взглядом расчищая пространство перед собой. Очередь как-то без
движения, но подается от окошечка. Офицер пригибается не по-офицерски и житейски
просит: «Двести грамм докторской, пожалуйста». Секунда паузы (чтоб дошло и набрать
воздуха) – и гомерический хохот в гастрономе. Актер сыграл этюд. Нормально сыграл. Но
подыгрывали ему не профессионалы, случайная публика! А хохотали от души: адреналин
пошел.
В нашем социокультурном, социопсихологическом пространстве фашизм присутствует
как символ страха, символ зла. И индивидуальная реакция на этот символ может быть, и
часто бывает, непроизвольна, подсознательна, рефлекторна.
Мы шутим не над фашизмом. Предметом юмора, предметом обыгрыша работает
символ, живущий в нашем сознании и подсознании. Реакции на него могут быть
разнообразны, в зависимости от обстановки и нашего сиюсекундного психологического
состояния.
Юмор как сталкивание символа с неуместным окружением. Юмор как фиксация
гарантированной безопасности от сути символа. Юмор как измещение, избывание страха,
несомого символом.
25. Юмором тут не отделаешься. Есть поистине дьявольская привлекательность в
фашизме. Но «дьявольский» – слово не из лексикона этой книги.
Кто есть Дьявол? Наместник Бога по ведомству зла. Первый зам генерального по части
всего плохого.
В чем привлекательность Зла? (Если кто скажет, что ни в чем, пусть объяснит себе,
почему и чем многих оно привлекает.)
В абсолютной свободе от любых моральных норм. В наслаждении и облегчении
избавиться от пут, которыми ты повязан по рукам и ногам внутри себя самого В счастье
следовать без всяких внутренних помех любому своему желанию.
В преступлении запрета. В разламывании табу. В остром сильном ощущении от
максимального внутреннего действия – и от мощного, невозможного, из ряда вон
выходящего реального действия.
В ощущении всемогущества. Хочу – делаю – и плюю на всех и вся.
В ощущении своего всемогущества через причинение другому того, чего он не хочет,
боится, всеми силами стремится избежать: через причинение другому максимального зла.
Можно сказать: стремление к максимальным ощущениям и максимальным действиям в
негативном аспекте, негативной части сферы всего возможного. Тем самым: часть и аспект
стремления к полноте жизни.
Можно сказать: стремление к самореализации и самоутверждению в негативной,
несозидательной, деструктурирующей части сферы всех возможных действий.
Вынуждены признать, что такое стремление (кроме позитивного, также) в природе
Hosted by uCoz