Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 193 
Next page End  

следствий.
Первым делом из этого следует комплекс неполноценности и комплекс вины. А
человеком с такими комплексами легче управлять, чем без них. Объясни ему, что есть Некто,
перед кем он заведомо виноват – и он в конце концов спросит, что же ему делать, чтобы
загладить свою вину. Внуши, что он не такой, как надо – и он захочет стать таким, как надо.
Комплекс как побуждение к действию: преодолеть его и избыть. Глубинная
психологическая мотивация.
Можно избыть комплекс ритуалом: молитва, аскеза, воздержание, схима, обряд. Обряд
– это «внутрирелигиозное действие»: я делаю это и это вот так и вот так исключительно для
тебя, Высшее Нечто, чтобы с тобой договориться, обратить Твое внимание на себя, показать
Твою власть над собой, понравиться Тебе – отнесись же ко мне хорошо и сделай так, чтоб я
жил получше.
Комплекс вины порождает стремление к наказанию за эту вину: для уравновешивания
психики. Стремление к страданию. Самоограничения, воздержание, пост, молчание, вериги,
власяница, нищета, бродяжничество, самобичевание. Я сам себя наказываю за то, что я
плохой. просматривается. Подумай, подумай внимательно, всегда найдешь. Пастырь
поможет.
Это все следствия интенсивные – кроме чувств, мыслей и тела самого «комплексанта»
они никого не затрагивают. Но есть и экстенсивные.
Пожертвовать деньги на бедных. Строить по воскресеньям храм бесплатно. Сжечь
еретиков. И все во славу Его и именем Его: Он тебя создал, ты Ему всем обязан – а перед
Ним же виноват. Чем? Найдется. В конце концов, первородным грехом.
А можно захватить Иерусалим, перебить сарацин, снести мечети, построить церкви,
изменить лицо части мира – и это будет хорошо. Изменяем мир в соответствии с нашими
представлениями о Добре. Перережь их всех – и тебе спишутся грехи, ты будешь лучше и
полноценнее.
Сделай человека виноватым и дай возможность искупить вину – и он перевернет горы.
Христианство гениально. Грех как двигатель прогресса.
Но пока, казалось бы, ничего принципиально нового христианство не изобрело. В том
смысле, что всегда были боги, и всегда одни поступки были им угодны, а другие – нет.
Могли помогать и награждать, могли мешать и наказывать. Если христианский Бог
автократичен – греческий Олимп как бы демократичен: товарищи там, наверху,
посовещались и решили, а вообще у них распределение функций и ответственности,
мздоимство, интриги, подкомиссии и комитеты, лоббирование своих кандидатур. Какую
религию ни возьми – с Верхним Миром надо ладить, подчиняться, угождать, угадывать Его
желания и действовать в соответствии с ними: и тогда тебе будет хорошо, иначе -плохо.
Покарает.
Любая религия объединяет народ единством представлений, суммирует его усилия и
корректирует или просто направляет его действия. Одна из форм и аспектов
системообразования общества.
Регулятивная функция греха. Ты должен поступать так-то и так-то, а иначе не должен,
не то Сверху тебе вломят. Религиозная мораль.
Любая религия задействует понятие греха: Вина и Страх. только как низшую, что
естественно, но и как горестную, грязную, суетную и в сущности не больно-то и нужную. И
относятся к ней как к земному служению богам и прелюдии к жизни высшей.
Но только христианство утвердило изначальную, обязательную, исконно присущую
человеку и неизбывную греховность – а жизнь расценивает как тем не менее пожизненное
избывание этой неизбывной греховности. Был первородный грех? – молчи и тресни.
Н-ну – и что это значит? Что человек не идеален? Так это и так понятно. Понятно-то
оно понятно, да не совсем.
Христианское утверждение имманентной греховности человека – это иными словами
признание и утверждение того, что каков бы ни был человек – он все равно должен
Hosted by uCoz