Navigation bar
  Print document Start Previous page
 128 of 193 
Next page End  

искусства и волюнтаризма, как история и философия; религия; мораль. Что называется
обычно – духовный мир, примерно так.
Материальные объекты культуры: храмы, иконы, картины, книги, музыкальные
инструменты, украшения для тела и интерьера.
То есть. Материальные объекты культуры это материальная объективизация
духовных ценностей . Материальный объект культуры это объектный носитель ее духовной
сущности. Ценность вазы не в том, что цветок воткнуть можно – он и в бутылке постоит – а в
ее форме, росписи, качестве фарфора, клейме мастера и т. п. Молиться можно и в шалаше, но
строим Кельнский собор. И т.д.
Характерным особняком стоит архитектура. Вообще – она прикладная и базируется на
науке и ремесле. Бетонные коробки – не культура, хотя удобства в них – высокая
цивилизация. Когда явную роль в конструкции начинает играть момент материально
необязательный и для прямого использования здания излишний – эстетический – мы
говорим об архитектуре как искусстве.
Итак. В противовес цивилизации культура не имеет прямого прикладного назначения.
В основе ее не лежит необходимых для прямого выживания ценностей.
В узком смысле слова: культура это совокупность духовных ценностей (человека,
народа, этноса, человечества). Эта формулировка плоха тем, что ничего не объясняет. А что
такое «духовные ценности» и что к ним относится? Перечисление уже было.
Культура – это часть совокупного продукта человечества, не имеющая первичного
прикладного значения и являющаяся прежде всего и преимущественно эстетическим
объектом и предназначенная для психического восприятия с целью расширения и
обогащения ощущений и представлений о жизни и мире, то есть расширяющая
субъективный мир потребителя . (Так и хочется добавить: «Без конкретной пользы для
него». Хи.)
Вот такое определение будет довольно корректным. Хотя и по-академически
тяжеловатым. И можно сказать иначе. Короткими внятными фразами. Зато их будет
несколько, одной не обойдешься.
Культура – это одна из форм коллективного сознания.
Она объективна в том смысле, что ценности ее – общие для многих или для всех.
Она субъективна в том смысле, что существует только в сознании воспринимающего
субъекта, и исчезает в отсутствие воспринимателей. Уничтожь человечество – исчезнет его
музыка и т.д., некому будет воспринимать значки, обозначающие акустические волны
определенной частоты.
Она доставляет эмоции, которые могут быть и близко никак не связаны с собственной
жизнью субъекта. На ведение эмоций как культурный феномен. Эстетика называется. О! О!
Сидишь сиднем в четырех стенах: книги, картины, музыка – и, коли ты крутой эстет,
эмоций у тебя больше, чем у путешественника, который пешком вокруг света обошел. Гм.
Это получается типа рода наркотика. Только наркотик любой козел потребить может, а для
утонченного кайфа эстета нужна глубокая подготовка. Ага. Подготовка. Без подготовки не
потянешь, в культуре своя система, свои условности.
Культура как система условностей.
Однако зайдем с другой стороны.
2. Есть Бытие-вне-нас и есть Бытие-внутри-нас. (См. одноименную главу.)
Что бы ни делал человек – он переструктурирует бытие. Но поскольку сам он не может
выйти за рамки самого же себя, т. е. своего сознания – он всегда и неизбежно имеет дело с
бытием, которое его сознанием воспринято и отражено: с Бытием-внутри-нас.
Это Бытие-внутри-нас может совпадать с Бытием-вне-нас. И тогда человек
переструктурирует объекты, существующие вне его, отдельно от него и независимо от него.
А может Бытие-внутри-нас и не совпадать с Бытием-вне-нас. Вот для нашего сознания
Hosted by uCoz