Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 193 
Next page End  

5. А далее, ребята, вот какая интересная и принципиальная штука.
Объем Бытия-внутри-нас для конкретного человека – величина более или менее
постоянная.  (Информативная емкость мозга.)
Мозг устроен так, как он устроен. Объем и степень его возбуждений от культурной
подготовки не зависят. Тип нервной системы не меняется. Меняется только система
раздражителей, развитая у людей культурных в сторону условных сигнальных систем.
Искусств, то есть, и прочее. Дикарь будет переживать по другим поводам и пускать энергию
центральной нервной системы в других направлениях – след вынюхивать или дубину
камушком полировать.
Русские и европейцы любят твердить о тупости американцев. Правда, большинство
нобелевок у них. Они не тупые, не надо песен. Их внутренний мир просто больше занят
профессией и бытом: они больше работают, большего достигают в деле, – и богаче живут,
потребляя больше всего. Их внутреннее бытие в основном занято внешним, очень большое
совпадение.
И вот культура съеживается на периферии, принимая форму примитива и
начетничества. Человек может знать – из телевизора и газет – по паре фамилий
композиторов, писателей, художников, и это позволяет ему считать себя культурным
человеком. Какая культура у затурканного клерка, делающего бабки по маленькой? А тоже
хочет уважать себя.
И появляются адаптированные проспект-издания классики. «Война и мир» на двадцати
страницах. Музыка, спортсоревнования, исторические герои – все есть, просто очень кратко
и примитивно.
Структура культуры сохраняется.
6. Вот мы и подошли к структуре социокультурного пространства,
Современный цивилизованный человек твердо знает в этом плане две вещи.
Первая. Его народ – не дерьмо, и в культуре в том числе. Может, не все главные
мировые гении были у его народа. Но тоже были, и неслабые.
Вторая. В любом деле вообще, в любой сфере культуры в частности, есть самые
талантливые и крутые, и есть просто мощные и знаменитые, а ниже уже те, кто помельче.
Мы можем назвать это структурным архетипом культуры, если кому нравится Юнг. А
можем назвать мифологизированным сознанием. А можем еще много как. А можем обойтись
без терминов.
И для простоты взять тех же американцев, охаянных интеллектуалами от культуры, и
обратиться к американскому рынку русских художников, скажем.
Рынок – он обладает таким параметром, как емкость. Так вот, емкость американского
рынка русских художников – десять человек. Может, восемь или двенадцать, не суть. Но. Но.
Одиннадцатому уже нет места! И если он хочет утвердиться – вольно или невольно ему
придется вытеснить одного из тех десяти. Вытесненный – не хуже пришедшего и остальных!
Ну – или надоел, или в моду не попадает, или с имиджем промахнулся, но – нету ему места,
нету! Разве что на редкого любителя – и уже за куда меньшие деньги.
Другой пример. Званый обед. По люксу. Сто гостей. Все супер. И сто блюд. Но столько
не сожрать. Каждый надкусит от силы по тридцать. И через пару обедов строится рейтинг
блюд. Шкала спроса. Топ-десятка – на всех. Следующая – восемьдесят порций. Третья –
шестьдесят. Восьмидесятое блюда едят двое, девяностое – один, сотое не жрет никто.
Управляющий считает бабки. Двадцать последних отбрасывается. Еще полета –
минимальные количества. Через десяток обедов количество блюд уменьшено до оптимума
-пять коронных, десять второразрядных, еще десяток по мелочи. Прочее – ешь себе в другом
месте, не за главным столом.
За этим вот столом вкушают национальную культуру.
7. Итак. Культурный рынок имеет определенную емкость. А где начинается этот
рынок? В голове. Сфера культуры в сознании имеет определенную емкость. Скажем:
Любитель поэзии может потребить за раз сто строк хороших стихов. Дальше наступает
Hosted by uCoz