Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 193 
Next page End  

насыщение и пресыщение, эмоциональный ресурс израсходован, восприятие притупляется:
тысячу строк стихов за раз – это уже перебор, это уже не эстетическое наслаждение, а работа
рецензента. (Аналогично тому -сеанс дегустации духов: три запаха – а потом «нюх
заваривается».)
Или – любовь: если ты уже полюбил одного человека, «отдал ему сердце», что
называется,– то второй, следом встретившийся, ничем не хуже первого, твоих чувств, в
равной мере затронуть уже не может: заняты чувства, с другим связаны. Такова психология:
одна любовь необходима – а две равных сразу невозможны.
В любой сфере сознания человека есть иерархия доминирующих величин и ценностей.
Ну так это касается и культурных сфер. В любом искусстве, в истории любой отрасли
человеческой деятельности, в любом обществе и группе -непременна своя иерархическая
структура.
Иерархическая структура сознания . Восходит это к инстинктам и к общему
устройству бытия.
Про инстинкты. Вот – семья. Отец – главный: повелитель – и одновременно защитник
от всего, опора и гарант жизни. Вот – группа: и в ней выделяется лидер (со сходными
функциями) и перворанговые особи – бойцы, кормильцы, подчиняются лишь лидеру, после
него повелевают остальными, жрут лучшие куски – но и удары извне принимают на себя.
Подобная структура у многих животных складывается сама собой – в инстинкт особи
вложено стремление складывать с себе подобными систему. –
– Системообразующая
структура психики.
А теперь вспомним пифагорейцев, которые вслед за Учителем не без основания
полагали лежащим в основе мироздания Число. Их сейчас как-то не стремятся понимать,
лишь «перечисляют» в ряду истории философии. А ведь их подход последующими не
отменим. И что они пришли однажды в панику, уткнувшись в необходимость
иррациональных чисел, до которых еще не додумались – это ведь сути не меняет.
Гениального Пифагора надо понимать так: в основе мироустройства лежат закономерности,
которые на самом всеобщем уровне могут быть выражены численными соотношениями
между материальными объектами и процессами. То есть материя изменчива и преходяща – а
управляющие ее существованием законы вечны и неизменны: и познаются и выражаются те
высшие законы, суть мира, через математический аппарат. Что мы и имеем по сей день.
Когда Ньютон открывал и формулировал Всемирный закон гравитации через
математические символы – это тоже была дальнейшая работа с Числом, лежащим в основе
мироустройства.
Вот греки и определились с числом «семь», скажем. Семь великих мудрецов, семь
чудес света и т. д. Почему не шесть или восемь, ведь нет четкой границы между последним
вошедшим в семерку и первым из невошедших? А – хватит. Как раз. Исключительного не
может быть много. А вот немного исключительного – потребно, лучшее нам. нужно,
нравится, хочется, для него место в сознании готово.
В обыденном сознании мы отходим от выглядящего наивно-дидактическим образа
семьи или стаи, равно и как от категорично-конкретной семерки (тройки, девятки, дюжины).
Но ограничение по количеству сохраняется, и потребность в иерархии объектов и ценностей
тоже сохраняется.
И мы весьма строго и стройно организуем Пантеон своего культурного сознания –
своего коллективного социокультурного пространства. В этой казарме – свое равнение коек
и свое количество мест.
Вот – пьедестал для Номера Первого. Он – Основатель. Отец. Лидер. Главный Гений
этой комнаты. Повыше всех других. В центре. С нимбом.
Вокруг – гении первого ранга. Столпы. Светила. Маршалы вокруг императора.
Свершители. Талантища.
Уровнем ниже – крупные таланты. Настоящие творцы. Значительные личности.
Полковники, генерал-майоры, каждый из которых вне такой конкуренции может составить
Hosted by uCoz