Navigation bar
  Print document Start Previous page
 135 of 193 
Next page End  

наштамповано их было больше.
18. Управляющий спускает повару меню обеда. Повар идет на рынок, где есть любые
продукты. Закупает то, что ему надо, и приносит на кухню. Из принесенных продуктов тоже
можно приготовить очень много чего разного. Но повар, в соответствии с данным ему меню,
готовит записанное в нем. Меню реализовано.
Архетипичная структура социокультурного пространства – такое меню. Из всего
множества имеющихся продуктов мы готовим заранее указанные в меню блюда.
19. Театральная труппа – это клубок змей. В идеале – клубок талантливых змей. У них
разнообразные склонности и индивидуальные нюансы психики. Но играют они те роли,
которые указаны в пьесах.
А кроме конкретных ролей – есть типичные амплуа. Герой-любовник, резонер, старуха
и т.д. Антрепренер, набирая труппу, забивает все амплуа -и недобор плох, и перебор не
нужен. Амплуа – знак роли.
А восходит европейский театр вообще к греческому театру масок. Маска -знак амплуа.
Вот и велит Шекспир писать над «Глобусом»: «Весь мир – театр, а люди – актеры».
Количество сюжетов мировой литературы, как давно подсчитано, ограничивается
тридцатью. Коллизий, ситуаций, композиционных ходов, героев и типажей – также
ограниченное количество.
Мы заранее получаем список ролей и текст пьесы – а потом забиваем роли теми, кто в
наличии, и они соответствуют тексту, как могут. А мы позиционируем актеров на эти роли и
ситуации.
Поэтому, скажем, нас не интересуют положительные качества Гитлера и
отрицательные качества Пушкина. Это не люди. Это знаки. Более того – знаки, поднятые до
символов.
20. Конец XX века явил в признание этого условного подхода удивительный и наивный
цинизм. Появились и обрели права гражданства обороты «знаковая фигура» и «знаковое
произведение». Это означает: не будем вдаваться в реальные достоинства, но констатируем,
что фигуру/произведение принято считать выдающимися, они нашумели, знамениты, на них
ссылаются, они находятся в активном культуртрегерском обороте, их успех стараются
повторить другие, они занимают заметное место в сегодняшней культурной жизни. Хороши
они или нет – да черт с ним, не вдаемся, не суть важно, суть в другом -они позиционируются
как значительные.
Быть знаковым – хорошо, не быть им – хуже, это – мерило успеха и признания, и более
того: это становится мерилом достоинства – за сомнительностью или отсутствием других
мерил.
Мерилин Монро – фигура средних актерских дарований. Но сексапильность!
женственность! шарм! магнетизм! Оп: самая знаменитая актриса XX века. Верно. Никто ведь
не говорит, что самая лучшая. Но лучшая – это всегда под вопросом, а знаменитая – это
как-то объективнее определить можно. Хрен ли тебе с твоей (под вопросом) лучшести – если
она знаменитее? Так: надо быть самой знаменитой, а не самой лучшей! Это больше
приветствуется. И сильнее вчеканивается в культуру – в социокультурное пространство.
А дальше происходит простая вещь: самая знаменитая затеняет самых лучших. И
общая на них на всех доля значительности в сознании масс снимается с лучших и
переносится на знаменитую. Ее достоинства уже преувеличиваются -а их забываются. Ибо
объем общественного внимания, уделяемый какой-то области, достаточно ограничен. И
требуется этому вниманию – внимать ясным знакам.
21. И вот уже профессионалы-специалисты-знатоки-исследователи сами подпадают под
магнетизм знаков и теряют способность их раскодировать. Они ведь тоже люди. Их сознание
тоже мифологизировано понятийными схемами, выраженными через языковые категории. А
попросту говоря: у них тоже мозги зашорены и замылены.
И вот уже профессора истории, искусствоведения и филологии работают в русле
прописных истин. Не подвергая сомнению знак! То есть и мысли не имея сказать слово
Hosted by uCoz