Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 193 
Next page End  

Предательство . Предателей используют, но не уважают а почему, собственно? Мало
того, что он, допустим, принес много пользы – он может быть храбр и силен; и более того –
он мог предать своих по убеждению, а не из шкурных интересов. И все равно – клеймо.
Предатель «отстегивается» от своей системы, с которой был связан -присягой, честью,
клятвой, кодексом: доверием. Система имела его за часть себя, и он таковой частью являлся.
Человек системы больше себя самого и имеет ценности дороже себя самого со своей
единственной жизнью. Предав, он являет: я не таков, я индивидуал, ваших системных
ценностей у меня нет. И тут же и тем самым обнаруживается как человек второго сорта.
Предатель не обладает надличностной ценностью – нот у прочих в обеих армиях она
есть, а у него нет. Поэтому врага можно ненавидеть, но и уважать – а его нет, и даже самый
зачуханный солдатик может коситься на него с презрением.
Отсутствие надличностной ценности умаляет человека.
Надличностная ценность означает обладание большим, чем собственно твоя жизнь.
Если личностная ценность – составляющая жизни, то жизнь -составляющая
надличностной ценности.
Жизнь выступает в подчиненном отношении к надличностной ценности. «Нечто»
оказывается выше, дороже, ценнее жизни – хотя вернее сказать, что с жизнью оно, конечно,
неразрывно, но и жизнь-то воспринимается как данная для того, чтобы сделать, достичь,
обладать этим «нечто».
Вариант: вот два юноши жаждут денег и славы и решают стать писателями. Выражаясь
бытовым языком, «решают попробовать свои силы в литературе» – но это пошлое
выражение применимо только к тому, кто готов Бросить это занятие, если не получается. Не
так уж больно и нужно. Можно стать телезвездой, или банкиром, или менеджером. Могут
быть удачи, они приносят удовлетворение, они так обогащают жизнь, и вообще это
интересное занятие, и «писателя-раз» не покидает чувство удовольствия от того, как он
интересно и неплохо живет. Литература для человека, а не наоборот.
Второй упирается рогом. Неудачи ему нестерпимы. Он готов пахать как карла, что и
делает. Прочие ценности отступают на второй план. Он гробит здоровье и проигрывает в
деньгах. Он не согласен писать абы что ради успеха, он жаждет довести творчество до
уровня некоего представляемого им себе идеала. Он говорит себе: «Сделаю или сдохну».
Если он полагает, что написал то, что хотел, никакая критика его самооценки не поколеблет.
И оказывается, что не литература для него, а он для литературы, и он не просто занимается
делом, оказавшимся любимым, но и, выражаясь высоким штилем, служит этому делу.
Самое забавное, что у первого может получаться иногда даже лучше, чем у второго. Но
ценности у них разного порядка: личностная и надличностная. Старое «любить искусство в
себе, а не себя в искусстве».
Но искусство относится к тем вещам, которые забирают человека целиком, а дело
любит профессионалов, и практически всегда, практически всегда добравшийся до вершин
человек обнаруживает, что его дело стало для него надличностной ценностью. Он, может, и
сам не собирался ему служить, но вот развил энергию и направил ее дальше и за пределы
себя самого: стал больше себя самого, и вне своего дела как-то уже и сам себя не
воспринимает.
Наличие надличностной ценности – знак качества на человеке. Марка высокого дома.
Она означает: этот больше, чем просто он, он лишь видимая часть ого-го чего.
Если пытаться классифицировать, надличностные ценности могут быть:
семейные:
групповые;
национальные,
государственные,
этнические;
профессиональные;
религиозные;
Hosted by uCoz