Navigation bar
  Print document Start Previous page
 79 of 193 
Next page End  

насилием, одной без другого никуда не деться, приходили к какому-то соглашению.
Когда перед государством грандиозные задачи – самозащита, вооруженная экспансия,
сколачивание себя из клочков, напряжение всех сил для выхода из нищеты – оно подчиняет
личность без долгих разговоров. Или перестает быть.
Когда государство построило большой и прочный дом, набило его добром и загнуло
рога соседям – важность, необходимость его задач уменьшается, зажим ослабевает, и
личность говорит: хоре меня угнетать, гони права, хочу хорошей жизни. И иногда получает.
Равновесие смещается в пользу и сторону личности.
Надличностные интересы все явственнее замещаются личностными.
Исчезают надличностные ценности. Ибо надличностные ценности – это системные. И
все больше преобладают ценности личностные.
Подсистема говорит системе: это ты работаешь на меня, а не наоборот. Система
отвечает: да, моя сладкая, лишь бы тебе было хорошо. Твоя жизнь, собственность и
удовольствия – превыше всего.
И внутри людей ломается государственный стержень.
Почему не брать взятки, если мне от этого хорошо, и дающему хорошо, и никому
конкретно не плохо, кроме государства, которое есть что-то неконкретное, безличностное,
обязанное делать мне хорошо? Зачем соблюдать Закон, если мне лично лучше его нарушить?
Умело обойти его – это прекрасно, и совесть на моей стороне: я – личность.
Коррупция, продажность, падение морали, разрушение табу – это все аспекты и
следствия прав личности, провозглашенных превыше всего. А чего ради личность должна
поступать иначе?
Культ героя заменен культом преуспевшего дельца. Честность жалка, патриотизм
неприличен, богатство похвально и вожделенно. Карман толст, дух тощ.
Государственный кумир заменен индивидуальным.
Заключенный лупит охранника. Квартиросъемщик отказывается и платить, и съезжать.
Суд защищает право нелегального иммигранта не быть депортированным. Гангстер
баллотируется в премьеры, а проститутка в сенаторы. Жулик строит замки. Убийца требует
улучшения пищи. А интеллигент защищает их права, и журналист зорко следит, чтоб
государство этих прав не нарушало.
Ну, в той или иной мере это бывало всегда – но никогда еще не было возведено в
принцип: права личности превыше всего.
Принцип – это тенденция. Эта тенденция – развал цивилизации.
Примат надличностных ценностей означает: есть общее для нас, вне каждого и над
каждым, что дороже благ и жизни каждого в отдельности. Примат личностных ценностей
означает: а ни хрена такого нет.
Вот вам безверие, духовный кризис и идеологический тупик. Если все для меня – то
для чего я?
Нравственный релятивизм как итог борьбы за права личности. Когда-то вешали
грязных бродяг – сегодня, чистые и умные, вешаемся сами. Вместо иконы повесили зеркало
и задумались: «Если нет Бога – то какой же я капитан?» Если Александру угодно быть богом
– пусть будет.
Поставив права личности выше всех институтов, мы объявили человека богом на земле.
Священный он, понял? А поскольку на самом деле он не бог -он вам наворотит.
Расширяя комнату, раздолбили несущие стены здания. Зато воздуху сколько! Рухнет?
А чего, не рухнет, стоит же пока.
11 сентября кое-что уже рухнуло.
Если культ личности вождя попытаться заменить культом личности каждого – получим
стадо львов под предводительством барана, и недолго тому барану быть живу.
Угасающим взглядом
Hosted by uCoz