Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 282 
Next page End  

матерям, т. е. менее общительные матери склонны больше опекать детей. Соответственно, нормальный
уровень заботы достоверно преобладает у более общительных матерей. У отцов подобные соотношения
выражены на уровне тенденции. В группе отцов с высоким нейротизмом достоверно чаще встречаются
случаи недостаточной заботы, в то время как уменьшение нейротизма сопровождается достоверным
возрастанием нормальной заботы.
Тип темперамента родителей также влияет на характер заботы о детях. Гиперопека матерей
достоверно преобладает в группе флегматического и меланхолического темперамента, в то время как
нормальный уровень заботы характерен для матерей с холерическим и сангвиническим темпераментом.
У отцов это выражено тенденцией в семьях мальчиков.
По данным корреляционного анализа, чем выше тревожность матерей и отцов, тем больше они
опекают детей. У матерей гиперопека выражена больше также при нейротизме и истерических чертах
характера. Гиперопека типична у часто болеющих и соматически ослабленных детей. При наличии у них
невротического заболевания она, как правило, не уменьшается со стороны матери, а еще больше
возрастает, сопровождаясь высоким уровнем беспокойства.
Обобщая, можно отметить следующие мотивационные аспекты гиперопеки у матерей: 1)
беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и тревожно-мнительными чертами характера; 2)
инстинктивно и психогенно детерминированный страх несчастья с ребенком; 3) страх одиночества с
заостренной потребностью в «привязывании» детей; 4) подчеркнутая потребность в признании,
исходящая из истерических черт характера; 5) доминирование в отношениях с окружающими, создающее
феномен подчинения и зависимости; 6) необщительность; 7) нейротизм и еще в большей степени
невротизм.
Любовь родителей к детям в первые годы их жизни рассматривалась ранее, так что сейчас мы
оттеним некоторые ее особенности, характерные и для детей старшего возраста. Проявления любви
далеко не всегда адекватны заботе, так как последняя может быть основана и на одном чувстве
беспокойства. Обычно речь идет о недостатке теплых и непосредственных чувств к детям, как и
«реальной» любви, в отличие от абстрактной, гипотетической любви вообще. Мать любит не столько
реального ребенка, который всегда в чем-то не устраивает ее, особенно уже будучи больным неврозом,
сколько некую модель идеального, с ее точки зрения, ребенка. Любовь часто «омрачена» его первичным
неприятием, и в ней отражаются проблемы взаимоотношений родителей. Ребенок может быть в чем-то
нелюбим именно потому, что он напоминает темперамент и характер того родителя, с которым нет
теплых, любящих отношений. Любовь проявляется только тогда, когда ребенок во всем оправдывает
ожидания и требования взрослых. Любовь в этом случае носит условный и нередко противоречивый
характер. Любовь детей к матери, столь необходимая в младшем дошкольном и преддошкольном
возрасте, часто не получает достаточного развития из-за чрезмерной принципиальности матери, как это
видно на примере психологического образа Царевны Несмеяны. Осложняет чувство любви к детям
также невротическое состояние матери, проявляемое тревожно-депримированным фоном настроения,
общей заторможенностью и усталостью. Наконец, родители могут не любить детей потому, что они не
оправдали их завышенных и в чем-то непримиримых установок. Подобная ситуация патогенно значима
прежде всего для подростков, тонко чувствующих и переживающих, что они становятся не такими,
какими их хотели видеть и любить родители. Но сделать что-либо с собой они не могут, как и изменить
отношение к себе в семье.
Одна из главных проблем в изучаемых семьях, как уже отмечалось, состоит в том, что родители
не успевают полюбить ребенка, когда он еще так нуждается в этом, особенно в возрасте от 2 до 5 лет.
Пока созревает родительское чувство, пока ребенок начинает приниматься таким, каков он есть, а не
таким, каким он представляется родителям, пока идет война с упрямством и существует конфликтное
противостояние в семье, происходит безвозвратная потеря времени для развития у детей ответного
чувства любви, эмоциональной отзывчивости и сострадания. Этим объясняется «приставучесть» детей с
неврозами, когда они повышенно требовательны к вниманию окружающих, фактически добиваясь
получения столь необходимых для них чувств любви и признания.
Контроль за детьми является необходимым инструментом социализации и одним из условий
формирования самосознания личности. Условно контроль разделяется на отношение родителей к
дисциплине и конкретное выражение ее в виде санкций (стимуляция, в том числе подгонка,
Hosted by uCoz