Navigation bar
  Print document Start Previous page
 116 of 282 
Next page End  

бабушка с авторитарными чертами личности, роль отца играет мать с твердыми чертами характера и
повышенной принципиальностью или же дедушка. В наиболее травмирующей семейной ситуации
оказываются опять же мальчики, лишенные как любви матери, так и авторитета отца. К тому же матери
имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном, усугубляя этим его переживания.
Более выражено у матерей в неполных семьях и стремление передать мальчиков на полное
психологическое обеспечение врачу-психотерапевту, переложив на него в известной мере
ответственность за создавшуюся ситуацию в семье. Значительно чаще дети из неполной семьи
находятся в круглосуточных группах детского сада, санаториях и больницах без особых показаний, а
мальчики — в разного рода специализированных интернатах и училищах.
Если дети живут с матерью, то формально забота о них заметно не различается в неполных и
полных семьях. В отношении контроля различия есть. Они заключаются в большем числе ограничений и
запретов в неполной семье у мальчиков и в меньшем их числе у девочек. В семьях мальчиков большую
строгость матерей можно расценивать как реакцию на неприятие в мальчиках нежелательных черт
характера бывшего мужа. Со стороны матерей угрозы, порицания и физические наказания чаще
применяются к мальчикам из неполных семей по сравнению с полными. Сыновья здесь становятся
нередко своеобразными «козлами отпущения» для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства
эмоциональной неудовлетворенности. В семьях девочек отмечается противоположная тенденция —
уменьшения угроз, порицаний и физических наказаний в неполных семьях по сравнению с полными, т.
е. матери более бережно относятся к психике девочек, если остаются с ними вдвоем.
Мы видим, что у девочек мать менее невротична и конфликтна, она менее строга к дочерям и
реже использует их для отреагирования негативных чувств к отцу, меньше угрожает, ругает и наказывает
физически.
Сравним клинические и личностные характеристики детей из неполных и полных семей. В
неполных семьях более выражена тяжесть невроза у детей обоего пола и достоверно — возбудимость у
мальчиков.
Тревожность достоверно преобладает у мальчиков и девочек в полных семьях.
В 22 неполных и 53 полных семьях у больных неврозами подростков применялся опросник
Айзенка, адаптированный А. Ю. Панасюком. В неполных семьях у подростков (без разделения по полу)
достоверно выше уровень нейротизма и интроверсии. Подростковый вариант Кет-тела менее
чувствителен к разделению личностных особенностей детей из полных и неполных семей.
Ситуация развода может быть драматичной для девочек, если они привязаны к отцам и имеют
много общего с ними. Возникающие реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по
поводу возможной потери матери, т. е. тревогой одиночества и социальной изоляции. Нередко девочки
(и мальчики, похожие на отца) не отпускают мать от себя, испытывая каждый раз острое беспокойство
при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-либо случиться. Нарастает
общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частыми диагнозами в
этом случае будут невроз страха и истерический невроз, нередко перерастающие в старшем
подростковом возрасте в невроз навязчивых состояний. При этом возникают различного рода
ритуальные предохранения от несчастья, навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенность в
себе и навязчивые страхи (фобии). К концу подросткового — началу юношеского возраста начинает
отчетливо звучать депрессивная невротическая симптоматика по типу сниженного фона настроения,
чувства подавленности и безысходности, неверия в свои силы и возможности, мучительных
переживаний по поводу кажущихся неудач, проблем общения со сверстниками, разочарований в любви
и признании. Типично и нарастание тревожной мнительности в виде постоянных опасений и
сомнений, колебаний в принятии решения. В юношеском возрасте характерны навязчивые мысли и
страхи, тревожно-депримированный фон настроения и характерологические измерения тормозимого
круга.
Принятие во внимание полученных данных при консультации семей, подавших на развод,
позволило бы прежде всего в интересах самих детей разрешить вопрос о том, с кем из родителей
оставлять их после развода. Это помогло бы и уменьшить риск появления, особенно у мальчиков,
невротических и поведенческих нарушений. Об актуальности этого говорит преимущественное начало
невроза у детей не до, а после развода, у мальчиков — в среднем спустя 2 года, у девочек — около года.
Hosted by uCoz