Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 282 
Next page End  

свою застенчивость и навязчивые мысли, что он не такой, как все. Более того, у него возникли
навязчивые мысли, что он грязный, недостойный хорошего мнения окружающих о себе. В свое время у
него были попытки онанизма, усугубившие чувство вины и идеи самоуничижения. В обоих случаях
матери создали слишком высокую зависимость от себя, невротически привязав к себе взрослых сыновей
и ревнуя к любым попыткам установить контакт с девушками. Будучи неуверенными в себе, они, скорее,
ожидают, что их полюбят другие, чем они смогут быть сами активными в любви. У них нет чувства
мужского «я», достоинства, умения вести себя так, чтобы нравиться девушкам. Сказывается здесь
отсутствие формирования адекватной и, главное, своевременной модели полоролевой идентификации,
приглушенной и измененной чрезмерным и односторонним женским влиянием в семье.
Следует сказать также о девушке 21 года с клаустрофобией — навязчивым страхом замкнутого
пространства. В 4 года у нее умер отец, к которому она была привязана; в 7—8 лет мучительно
переживала страх смерти матери; в 12—14 лет заостренно воспринимала «недостатки» своей
внешности, боролась с зарождающимся половым чувством. В 16 лет вообразила, что она хуже всех,
главным образом из-за отсутствия признания со стороны юношей. Часто испытывала состояние
эмоциональной подавленности и неверия в себя. Стремилась компенсировать это отличной учебой, все
больше уставая и не получая облегчения. Постепенно тревога и чувство эмоциональной
неудовлетворенности сфокусировались в страхе замкнутого пространства, символизирующего
неразрешимость жизненной ситуации, чувство обреченности и бессилия. Непосредственную угрозу для
жизни этот страх приобрел, когда однажды она чуть не потеряла сознание в переполненном автобусе (у
нее выражена вегетососудистая дистония). С тех пор боится переполненного транспорта, будь то
автобус, электропоезд, поезда метро или лифт. Она не может противостоять этому страху, поскольку не
уверена в себе и подавлена эмоционально. Нет и чувства уверенности в безопасности окружения,
возможности защиты себя извне, как и нет отца, который мог бы помочь справиться с возникающими
проблемами, стабилизировать тревоги и вселить уверенность в себя. Мать же не может оказать
подобного влияния, поскольку часто болеет и сама не менее нуждается в помощи. Единственное, что
она смогла сделать — это повсюду сопровождать дочь, что только закрепляло у последней чувство
беспокойства и страх одиночества, неуверенность в себе.
В целом, проблемы общения с противоположным полом более существенны, если девушки
потеряли отца (смерть, развод) в младшем дошкольном возрасте, а юноши — в старшем дошкольном.
Многое здесь зависит от матери, от способности сочетать в отношениях с детьми любовь и твердость,
заботу и самостоятельность, общение с собой и другими. В наших наблюдениях роль матери
неблагоприятна, она не может найти в себе силы перестроить себя, отказаться от многих изживших себя
в определенном возрасте стереотипов отношений с детьми.
У юношей и девушки, о которых шла речь, есть общее — мучительные раздумья, поиски смысла
жизни по типу «быть или не быть», ощущение своей потерянности, ненужности, отсутствие
внутреннего единства, заостренное чувство вины и беспокойства, страх одиночества и затруднения в
общении с противоположным полом.
На нескольких типичных примерах мы видели, как зарождается подобная невротическая
структура личности в неполной семье. Все это показывает, что только гармоничная в смысле
родительского единства и воспитания семья способна предоставить детям необходимые условия для
всестороннего и нормального формирования их личности.
Глава 7. Патогенез неврозов у детей и подростков
Патогенез неврозов представляет историю образования патофизиологического механизма и
клинической картины болезни (Мясищев В. Н., 1965). Рассмотрим патогенез в динамике действия таких
факторов, как: 1) конституция и нервно-соматическая ослабленность организма; 2) преморбидные
особенности и возраст; 3) неблагоприятная жизненная ситуация; 4) психическая травма и внутренний
конфликт; 5) нервно-психическое напряжение; 6) патофизиология; 7) изменение личности. При
рассмотрении патогенеза находят обобщение как ранее полученные, так и новые данные.
Hosted by uCoz