Navigation bar
  Print document Start Previous page
 121 of 282 
Next page End  

Менее частым, чем невропатия, источником нервно-психической ослабленности организма
будет резидуальная церебральная органическая недостаточность. Оба вида патологии способствуют
возникновению астенических расстройств, на фоне которых легче фиксируются невротические
симптомы, прежде всего страхи, навязчивые мысли и опасения.
Часто речь идет об избирательной ослабленности или дефицитарности определенных систем
организма, наиболее подверженных воздействию стресса. Это могут быть чрезмерно ускоренная или
замедленная речь с элементами дизартрии при заикании; повышенная мышечная возбудимость при
общей моторной недостаточности и высоком росте при тиках; нарушения биоритма сна при энурезе;
проницаемость и возбудимость слизистых, дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта при
опосредованной стрессом бронхиальной астме, привычной рвоте, гастрите и ангиохолецистите;
вегетососудистая лабильность в виде головных болей, неустойчивости пульса и артериального
давления; аллергически повышенная чувствительность кожи и слизистых в виде экссудативно-
катарального диатеза, ложного крупа, отека Квинке и нейродермита.
Длительно протекающий психический стресс и сам по себе приводит к определенным
функциональным расстройствам в деятельности диэнцефального отдела мозга. Выражается это
хроническим течением соматических заболеваний, впервые возникшей вегетососудистой дистонией и
гормональной неустойчивостью в подростковом возрасте.
Возможен и смешанный вариант, когда хронический стресс, воздействуя через центральные
регулирующие механизмы, заостряет уже ослабленные соматические сферы организма и приводит к
появлению новых, психосоматически обусловленных нарушений.
При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко
найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются
гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.
Определенное значение в патогенезе неврозов имеет и дизонтогенез, как со стороны физического
развития (например, высокий рост у детей, прежде всего — девочек с тиками), так и со стороны
психического развития, в виде неравномерности его темпа в первые годы жизни. Обычно это —
опережение или задержка отдельных сторон психического развития как выражения возрастной
неустойчивости темперамента у детей с неврозами. Так, при заикании мы нередко видим некоторую
первичную задержку речевого развития с последующим его «прорывом» — ускорением. Подобная
неравномерность отражает типичные для неврозов в целом трудности сочетания контрастных черт
темперамента родителей, при заикании — преобладания флегматического темперамента одного из них в
начале жизни детей, а затем холерического темперамента другого, с последующим относительным
выравниванием темперамента по сангвиническому типу.
Преморбидные особенности детей
Своеобразие формирования характера и личности — одно из центральных понятий патогенеза
неврозов. Как уже отмечалось, преморбидные особенности не настолько выражены и аномальны, чтобы
говорить об их ведущей роли в происхождении неврозов, в отличие от психопатических развитии с
исходно патологическим спектром характерологических нарушений. При неврозах более правильным
будет выделение взаимодействия формирующейся личности и жизненной травмирующей ситуации при
ведущем значении последней. Более того, невроз может возникнуть и на преморбидно неизмененном
фоне, но в большей степени это относится к невротическим реакциям.
Из преморбидных особенностей обращают внимание прежде всего эмоциональная
чувствительность и выраженность чувства «я». Эмоциональная чувствительность проявляется
повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны
близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою
очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх
одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.
Выраженность «я» — это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к
своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем
Hosted by uCoz