Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 282 
Next page End  

чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши,
двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают
ущемление их чувства «я», подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и
избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки
зрения родителей).
Чрезмерные ограничения активности и самостоятельности создают аффект блокирования
потребностей в самовыражении, самореализации и утверждении своего «я».
Несоответствие воспитания своеобразию прирожденного темперамента, складывающегося
характера и формирующейся личности приводит к депривации основополагающих потребностей в
эмоциональном контакте, привязанности и любви, признании, самовыражении, самореализации и
утверждении «я». Помимо этого, в подчеркнутом у этих детей чувстве «я» находит свое отражение и
выраженный инстинкт самосохранения, что вместе с эмоциональной чувствительностью,
впечатлительностью и неблагоприятной жизненной ситуацией облегчает появление невротических
страхов и психических травм. Последние, в свою очередь, заостряют потребность в безопасности в виде
нарастания беззащитности, боязливости и тревожности. В аффективно переживаемой депривации и
заострении ведущих потребностей и заключаются психогенные аспекты в формировании личности
детей, заболевающих неврозами.
Возрастной фактор
Возрастной фактор в патогенезе неврозов имеет значение в плане нахождения наиболее
чувствительного возраста к появлению невротических расстройств. У 325 детей с неврозами (191
мальчик и 134 девочки) средний возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек —
6,5 лет. У мальчиков это предшествует возрастной активизации деятельности левого полушария. Таким
образом, в большинстве случаев невроз начинается в старшем дошкольном возрасте, когда дети еще
достаточно эмоциональны и в то же время у них наблюдается интенсивное развитие мышления
(когнитивного уровня психики).
В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные
обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом. Если
мы вспомним ранее приведенные данные о выраженности нервных проявлений (более широких, чем
невроз) у детей дошкольного возраста, то именно в 5 и 6 лет они встречаются наиболее часто, указывая
на особый, сензитивный этап в развитии психики и формировании личности. В этом же возрасте
наибольшее распространение имеют возрастные страхи, в том числе страх смерти и связанные с ним
страхи, клинически заостряемые сильными переживаниями, испугами и болезнями. Велика потребность
в данном возрасте и в общении со сверстниками, проявляющаяся также потребностью ролевой
идентификации с родителем того же пола при сохраняющемся чувстве любви и привязанности к
родителю другого пола. Блокирование этих потребностей, отсутствие чувства безопасности и
уверенности в себе, равно как и аффективно переживаемый опыт жизненных неудач в совокупности с
перенапряжением психофизиологических возможностей, отчетливо дают о себе знать в виде длительно
действующего и неразрешимого психического стресса, проявляемого впоследствии клинической
картиной невроза. Более раннее возникновение у мальчиков невротических расстройств указывает
среди прочих факторов и на их большую чувствительность к эмоциональным проблемам
взаимоотношений с матерью, как наиболее близким и одновременно травмирующим вследствие своего
неадекватного отношения человеком.
При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы
возрасты 2,3,5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта
разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны
— противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом,
волей и формирующимся чувством «я». Об источниках невротизации в 5 лет мы только что говорили. В
7 лет невротизирующий фактор заключается в нервно-психической перегрузке в связи с обучением в
школе (нередко в двух сразу), повышенными требованиями к оценкам и чрезмерным контролем за
Hosted by uCoz