Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 282 
Next page End  

приготовлением уроков со стороны родителей, а также проблемами психологической адаптации к
школе.
В 64% невроз возникает в дошкольном и в 36% — в школьном возрасте (различия достоверны).
Наибольшая тяжесть невроза наблюдается у мальчиков в младшем школьном возрасте. Необходимо
заметить, что тяжесть невроза у мальчиков достоверно выше, чем тяжесть невроза у девочек.
Как у мальчиков, так и у девочек неврастения чаще всего начинается в 2, 3 и 7 лет; истерический
невроз — в 3 года; невроз страха — в 5 лет; обсессивный невроз — в школьном, преимущественно в
подростковом, возрасте. Таким образом, наиболее ранними клиническими формами невротического
реагирования (в преддошкольном и младшем дошкольном возрасте) будут неврастения и истерический
невроз, невроз страха в старшем дошкольном возрасте, повторно неврастения в младшем школьном
возрасте и обсессивный невроз в подростковом возрасте. Соответственно, возрастными аспектами
происхождения неврозов будут: неврастении в 2 и 3 года — борьба родителей с упрямством детей;
истерического невроза в 3 года — нарушение эмоционального контакта со стороны матери и отсутствие
признания детей в семье; невроза страха в 5 лет — аффективное, ситуативно обусловленное заострение
возрастных страхов; неврастении в 7 лет — нервно-психическая перегрузка у детей под влиянием
чрезмерных требований родителей; обсессивного невроза в школьном, чаще подростковом, возрасте —
морально-этические, аффективно заостренные и неразрешимые конфликты. Нетрудно увидеть в
подобной возрастной динамике переход от внешне детерминированных патогенетических конфликтов
при неврозах в первые годы жизни детей к конфликтам внутреннего плана у подростков.
Понятие «жизненной ситуации»
Под ним подразумевается отрицательное действие средовых факторов на формирование
характера и личности детей. Здесь будут отклонения в воспитании и конфликты, жизненные трудности
и невзгоды, сложность адаптации к некоторым сторонам действительности и т. д. Часто речь идет о
неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, нередко играющем роль ключевого
психотравмирующего фактора. В первые годы жизни неблагоприятное воздействие оказывают такие
одновременно или близко происходящие психотравмирующие события, как помещение в больницу без
матери, начало посещения яслей и детского сада, рождение брата или сестры с переключением
внимания матери. Все это может происходить на фоне конфликтов в семье и развода, испугов и
шоковых переживаний, включая несчастные случаи и операции. Здесь и такие травмирующие
обстоятельства, как беспощадная борьба родителей с упрямством детей и их нежеланием много есть,
насильное укладывание спать днем, непоследовательное и контрастно-противоположное отношение в
семье, частые заболевания и изоляция от общения со сверстниками, эмоциональное выделение одного
из детей в семье, неучастие отца в воспитании или его отсутствие, дефицит любви со стороны матери
при ее раздражении и беспокойстве, избыточные требования большого количества взрослых,
чрезмерная опека и т. д.
Приведем две обычные в нашей практике, но драматические для детей жизненные ситуации. В
первой из них мальчик 5 лет отличался возбудимостью и беспокойством, не отпускал мать и других
взрослых от себя, тревожно спал, просыпаясь иногда в состоянии страха. Боялся всего нового,
неизвестного, как возможного действия неблагоприятных событий. Страх стал проявляться с 11 мес. его
жизни, когда месяц пролежал в больнице с матерью по поводу отита. Перенес большое количество
болезненных процедур, включая парацентез. Именно в этом возрасте дети боятся появления незнакомых
пожилых лиц женского пола. Кричащего, его уносили от матери для проведения процедур, и отсутствие
матери стало отныне сигналом присутствия опасности. Так же воздействовала и новая обстановка, где
он не чувствовал себя в состоянии безопасности и защищенности со стороны матери. Занятая работой
мать рано перепоручила его воспитание своим родителям, обладающим, как и она, повышенной
тревожностью и гиперсоциальностью. Чрезмерно опекаемому мальчику приходилось выслушивать со
стороны четверых взрослых бесконечные нравоучения по поводу недостаточно быстрых, по их мнению,
интеллектуальных достижений. В то же время его часто ругали из-за непосредственности в выражении
чувств и активности в движениях. Следовало учесть, что властная бабушка полностью вытеснила мать
Hosted by uCoz