Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 282 
Next page End  

«избирательного невнимания», когда он избегает трудностей и опасностей, способных понизить еще в
большей степени чувство «я», когда боится и чувствует себя неуверенно в новых, непривычных
ситуациях общения); 6) снижение жизненной активности, энергии, биотонуса в целом, изменение
реактивности и развитие центральных патофизиологических изменений функциональной природы; 7)
клинически очерченное нарушение регуляторных и приспособительных (адаптационных) нервно-
психических механизмов, в том числе вегетосоматической деятельности организма в местах его
наименьшего сопротивления.
Мы уже касались вопроса, почему психическое напряжение при неврозах не уменьшается, а
увеличивается, достигая критического уровня. Отчасти это происходит из-за специфики проявления
защитных психологических механизмов. В традиционном понимании у S. Freud (1926) и A. Freud (1936)
они расцениваются как непроизвольные формы психического реагирования, имеющие своим мотивом
(целью) устранение беспокойства как осознания конфликтной, неприятной для индивида ситуации.
Отправными точками для развития этого взгляда были следующие: 1) восприятие угрозы
сопровождается мобилизацией защиты с целью поддержки «я»; 2) опыт, несовместимый с
представлением человека о себе, имеет тенденцию не допускаться к осознанию; 3) бессознательный
перенос собственных чувств, желаний, влечений на другое лицо, если человек не хочет в них сознаться,
понимая их социальную неприемлемость; 4) рационализация чувств и влечений как средство их
социального контроля.
В настоящем основными защитными механизмами считаются: вытеснение, проекция, отрицание
(отказ), рационализация, сублимация, изоляция и регрессия. В дальнейшем ряд исследователей внесли
свой вклад в развитие учения о защитных механизмах. В этой связи следует упомянуть о
гиперкомпенсаторных психологических механизмах (Adler A., 1928); защитно-пассивном и защитно-
агрессивном поведении (Сухарева Г. Е., 1959); трех стадиях развития адаптационного синдрома:
тревоге, защите и истощении (Selye H., 1974); защитном значении самой невротической симптоматики и
реактивных сдвигов характера (Иванов Н. В., 1974); трансформации отрицательных установок и их
замене в системе мотивов в форме подстановок (Бассин Ф. Е., Рожнов В. Е., Рожнова М. А., 1974). У
больных неврастенией ведущие типы психологической защиты — отрицание и рационализация; при
неврозе навязчивых состояний — изоляция аффекта; при истерии — вытеснение (Ташлыков В. А.,
1981).
Для детей с неврозами не характерен такой тип защиты, как проекция, зато она часто встречается
при психопатическом развитии. У детей с неврозами ответственность за происходящие события
приписывается себе с появлением чувства вины и рудиментарных идей самоуничижения. Характерны
молчание, замешательство, фрустрация, когда ребенок теряется и ничего не может сказать, производя
впечатление «без вины виноватого». В норме существует средний тип реакций, когда дети не дают себя
в обиду, обнаруживая гибкий, ситуативный тип реагирования. Сублимация встречается у подростков
при дисморфофобиях и психогенной анорексии в рамках обсессивного невроза, когда формирующееся
половое влечение и вторичные половые признаки отвергаются как нечто грязное и постыдное в
противовес высоким достижениям в учебе. Детям с обсессивным неврозом также свойственна
излишняя рационализация чувств и желаний, гипертрофия мыслительной деятельности, моральных
запретов в ущерб эмоциональному восприятию и непосредственности в выражении чувств. При
истерическом неврозе ведущими типами психологической защиты будут вытеснение (часто в виде
амнезии неприятных переживаний) и регрессия — психогенная, реактивно обусловленная
трансформация «я» по типу возврата к более ранним, эмоционально приемлемым стадиям психического
развития. Регрессия и рационализация наблюдаются также при неврастении, в то время как неврозу
страха более свойственны изоляция и фиксация аффекта, его прорастание беспокойством и страхом.
При возникшем неврозе определенным защитным значением обладает нарастание активности
тормозных процессов, создающее патофизиологические зоны запредельного торможения и
предохраняющее нервные клетки от дальнейшего перенапряжения и истощения. Такой ребенок
становится все более медлительным, «копушей» при занятиях, еде, одевании, приготовлении уроков.
Тем самым предотвращается дальнейшее накопление нервно-психического напряжения, ребенок меньше
устает, получая временную передышку. Этой же цели служит и избирательное невнимание, когда
больные неврозом дети упрямо «не слышат» требований взрослых, бесконечных подстегиваний и
Hosted by uCoz