Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 282 
Next page End  

принуждений, часто отвлекаются во время приготовления уроков, начинают заниматься другой, более
приятной и эмоционально насыщенной деятельностью. Трудным для детей с неврозами оказывается и
начало любой обязательной, ответственной и строго регламентируемой деятельности, поскольку она
требует высокой концентрации внимания и работоспособности, уже ослабленных в результате невроза.
В то же время родители, не понимая и нередко игнорируя болезненный характер имеющихся
расстройств, резко увеличивают психологическое давление на детей, чрезмерно контролируют уроки,
заставляют переписывать все заново при малейшей ошибке и постоянно читают детям мораль, которую
они не могут усвоить. Типично в этом случае вытеснение переживаний в сновидениях, их аффективная
переработка, о чем мы неоднократно говорили. Однако сам сон теряет при этом многие из своих
естественных функций, превращаясь из-за ночных ужасов в источник опасности скорее, чем в источник
безопасности и восстановления сил.
Патофизиология неврозов
В классическом варианте она представлена работами И. П. Павлова (1951) и Н. И.
Красногорского (1939). Доказан функциональный характер нейродинамических нарушений при неврозах
в результате перенапряжения процессов возбуждения и торможения, их подвижности и сшибки.
Выявлены патофизиологические механизмы функционального ослабления коры, развития
гипнотических (фазовых) состояний, изолированных «больных пунктов», очагов патологически
инертного возбуждения с индукционным торможением вокруг, а также нарушенных соотношений
между корой и подкоркой. Последующая ревизия патофизиологических механизмов при неврозах
заключалась в следующем: оживлении представлений о доминанте А. А. Ухтомского; раскрытии роли
подкорковых образований и придании им большей патогенной значимости, в частности нарушениям со
стороны лимбико-ретикулярного комплекса; критике искусственности «слабых» и «сильных» типов
высшей нервной деятельности с большим вниманием к темпераменту; понимании односторонности
взглядов на первую и вторую сигнальную систему и привлечении внимания к проблеме
межполушарной асимметрии.
В обобщенном виде патофизиологический механизм неврозов Б. Д. Карвасарский видит в
расстройстве функций интегративных систем мозга, среди которых, наряду с корой больших полушарий
головного мозга, существенная роль принадлежит лимбико-ретикулярному комплексу. А. М. Вейн, А. Д.
Соловьева, О. А. Колосова (1981) подчеркивают мягкость и обратимость его поражений при неврозах,
противостоящих грубым локальным поражениям мозга.
В. К. Мягер (1976) раскрыт конкретный характер изменений в мезодиэнцефальной области при
неврозах, влияющих на вегетативно-трофические и соматические функции.
Патофизиологические расстройства при неврозах мы можем прокомментировать динамикой
следующих понятий, связав их главным образом с клиникой: 1) перенапряжение процесса возбуждения;
2) перенапряжение процесса торможения; 3) «сшибка» процессов возбуждения и торможения; 4)
нарушение билатеральной регуляции; 5) развитие фазовых состояний; 6) изменение нервно-
психической реактивности и приспособительных функций организма; 7) образование патодинамических
и вместе с тем относительно устойчивых церебральных нарушений, проявляемых клинической
картиной невроза.
Возбудимость — наиболее ранний ответ в онтогенезе при действии ограничений и интенсивных
раздражителей у стеничных, активных по природе детей. Возбудимость указывает и на повышенную
конституциональную чувствительность нервной системы при одновременном большом количестве
помех или искажений в ее работе, что проявляется невропатией. В последующем возбудимость —
следствие накопления опыта аффектов, особенно в условиях гиподинамии и блокирования
эмоциональной разрядки у детей с холерическим темпераментом, экстравертированных и склонных к
экспрессивному выражению чувств. Возбудимость может быть усвоена и по механизмам
психологического заражения со стороны нервно-возбудимых, нетерпеливых и конфликтных лиц,
окружающих ребенка. Возбуждающим эффектом также обладает непоследовательное обращение одного
из взрослых и контрастное отношение нескольких из них.
Hosted by uCoz