Navigation bar
  Print document Start Previous page
 133 of 282 
Next page End  

Возбудимость при неврозах чаще всего представлена раздражительной слабостью или инертным
возбуждением, когда ребенок, по словам родителей, часто ворчит, злится, будучи недовольным,
капризным и неустойчивым в настроении или не может быстро остановиться, медленно приходит в
себя, долго и безутешно плачет и расстраивается. Последнее иллюстрирует случай в школе с мальчиком
11 лет, лечившимся у нас по поводу неврастении. Однажды учительница музыки вышла из класса; все
стали весело приплясывать в такт музыке и мальчик тоже. Когда учительница внезапно вошла в класс,
все сразу затихли, но он не мог остановиться, и ему попало за всех. Возбудимость достаточно часто
проявляется выраженным чувством беспокойства и тревожности, как и общей непоседливостью,
ускоренной речью, повышенной отвлекаемостью. Возбудимость при неврозах носит избирательный
характер, проявляясь в основном в семье как наибольшем источнике психической травматизации.
Тормозимость часто является реакцией на действие запредельных раздражителей, перенести
которые ребенок не в состоянии. Другим источником будет повышенная чувствительность нервной
системы, но, в отличие от возбудимости, с большим оттенком ранимости и уязвимости как
конституциональной, так и невропатической, а также смешанной природы. Тормозимость выступает
также как следствие психических потрясений и травмирующего опыта в условиях бесконечных угроз и
чрезмерной стимуляции психофизиологических возможностей у детей с флегматическим
темпераментом, интровертированных, склонных к импрессивному выражению чувств. Тормозимость
может быть усвоена и по механизмам психологического заражения со стороны тревожно-мнительных и
нерешительных взрослых. Тормозящим эффектом будут обладать чрезмерные моральные требования,
оправдать которые ребенок не в состоянии. Тормозимость возникает, когда нужно сделать быстро то,
что ребенок с флегматическим темпераментом сделать не в состоянии без перенапряжения своих сил.
Усиливает тормозимость культивируемое родителями чувство вины, ощущение детьми своей
беспомощности и бессилия, психическая астения как результат перенапряжения имеющихся
возможностей и ресурсов.
Тормозимость проявляется замедленностью, торпидностью реакций, выраженным латентным
периодом ответа, паузами в разговоре, а также большим количеством страхов, неуверенностью в себе,
нерешительностью в действиях и поступках, избеганием трудных ситуаций. Все чаще ребенок
производит впечатление вялого, несобранного, безучастного и безразличного к требованиям родителей,
нередко «не слышит», т. е. не реагирует сразу, «копается», т. е. инертен; временами «застывает» и
«смотрит в одну точку», т. е. непроизвольно дает себе временную передышку.
Тормозимость, как и возбудимость, характерна в большей степени для определенных ситуаций.
Избирательность возбудимости и тормозимости показывает, что. несмотря на участие в их появлении
ретикулярной формации (возбудимость) и лимбических образований (тормозимость), значительная роль
принадлежит изменению нейродинамики лобного отдела коры с ее функциями контроля и
сопоставления различных стратегий поведения. Как уже отмечалось, на возбудимость оказывает
влияние холерический, а на тормозимость — флегматический темперамент. В свою очередь,
возбудимость и тормозимость и сами по себе заостряют эти крайние типы темперамента, создавая
впечатление гиперактивности или гипоактивности.
Следующим патофизиологическим механизмом при неврозах будет «сшибка» процессов
возбуждения и торможения, более широко конституционально-средовые противоречия. На
интрапсихическом уровне «сшибка» — результат разнонаправленных мотиваций, например желания
отдыха при уже возникшей усталости и необходимости исполнения, тем более завершения, какой-то
рутинной и неприятной работы; потребности действовать и страха и т. д. Подобные окрашенные
аффектом контрастные переживания образуют доминанты повышенной возбудимости и тормозимости,
нередко на разных уровнях функциональной организации психической деятельности мозга.
Своеобразной «сшибкой» будет и несоответствие между требованиями родителей и
психофизиологическими возможностями детей, т. е. конституционально-средовые противоречия.
В этой связи неоднократно отмечалась патогенная роль чрезмерных ограничений повышенной
психомоторной активности у детей с холерическим и избыточной стимуляции у детей с флегматическим
темпераментом. Наиболее неблагоприятная ситуация отмечается в тех случаях, когда мать с
контрастным, флегматическим темпераментом и предварительной установкой на появление девочки
имеет похожего на отца мальчика с холерическим темпераментом. О выраженном конституционально-
Hosted by uCoz