Navigation bar
  Print document Start Previous page
 134 of 282 
Next page End  

средовом конфликте можно также говорить, когда мать с холерическим темпераментом и
предварительной установкой на появление мальчика имеет похожую на отца девочку с флегматическим
темпераментом.
У детей с сангвиническим темпераментом эффект «сшибки» создается контрастным отношением
родителей, когда один из них, обычно с более быстрым темпераментом, излишне стимулирует, а другой,
с менее быстрым темпераментом, наоборот, чрезмерно ограничивает активность ребенка. Тогда мы
видим эффект «исчезновения» природного темперамента, представленного как бы псевдополюсами
крайних типов темперамента в виде повышенной возбудимости и тормозимости одновременно. Одни
взрослые считают этих непоседливых, с неустойчивым вниманием детей, холериками, другие —
флегматиками из-за медлительности в занятиях, общей невыносливости и тормозимости. Истина же
где-то посредине — эти дети обладают сангвиническим, но недостаточно устойчивым и, главное, —
патологически измененным темпераментом. В этой связи типична ситуация, когда мать мальчика 3 лет с
тиками и заиканием на фоне общего невротического заболевания обладает холерическим
темпераментом, без конца торопит и подстегивает (стимулирует) сына, его и так достаточно
выраженную активность и быстроту движений. Отец с флегматическим темпераментом, наоборот,
склонен к чрезмерным ограничениям активности сына, непосредственности в выражении чувств. В
результате мальчик с природным сангвиническим, но еще неустойчивым темпераментом, с одной
стороны, возбудим, неусидчив и нетерпелив, а с другой — медлителен в движениях, «копуша» и
инертно упрямый. Это создает впечатление, что он одновременно, но в разных ситуациях является как
холериком, так и флегматиком. Элементы того и другого темперамента в нем действительно
присутствуют, создавая эффект маргинальности или неустойчивости в развитии присущего ему
сангвинического темперамента. Но возрастная неустойчивость темперамента не была бы настолько
продолжительной и выраженной, если бы не было контраста и крайностей в отношении родителей,
вступающих в противоречие с природной активностью детей. При заикании мы часто видим подобную
картину, выражаемую как клоническими (связанными с холерическим темпераментом), так и
тоническим (влияние флегматического темперамента) речевыми судорогами. Отметим также, что в
рассматриваемой «войне» темпераментов мать с холерическим темпераментом борется, по существу, в
лице сына с флегматическим темпераментом отца, а последний — с холерическим темпераментом
матери, демонстрируя этим низкую психологическую и психофизиологическую совместимость между
собой.
Необходимо также отметить дизонтогенетический вид противоречия, обусловленный
противоположно направленными тенденциями конституционально обусловленного развития
темперамента. О том, что темперамент не представляет из себя нечто застывшее, раз и навсегда
неизменное, не приходится сомневаться. Даже у взрослых в течение жизни в ряде случаев происходят
определенные изменения темперамента, когда одни становятся с годами более замедленными в
движениях, неторопливыми и обстоятельными в суждениях, а другие, наоборот, становятся все более
активными и быстрыми. У некоторых детей и подростков подобная динамика более ощутима, прежде
всего в тех случаях, когда у родителей имеют место контрастные черты темперамента. Тогда мы видим
большую неустойчивость, своего рода маргинальность темперамента у детей в связи с
трудносовместимым сочетанием в процессе развития противоположных темпераментов родителей.
Причем в первые годы жизни ребенок может быть менее активным, несколько замедленным в развитии
навыков ходьбы, речи, затем все более быстрым, стремительным, быстро говорящим (эффект «прорыва
речи», что часто встречается при заикании), напоминая всем этим соответственно флегматический
темперамент одного и холерический темперамент другого родителя. Или же имеет место обратная
динамика, когда относительно ускоренное созревание отдельных психических и психомоторных
функций в первые годы жизни сменяется замедлением темпа их последующего развития, напоминая
этим холерический темперамент одного и флегматический темперамент другого родителя. Подобной
характерной для неврозов динамикой становления темперамента объясняется достаточно часто
неравномерность психомоторного развития, его дизонтогенез. Таким образом, об определенной
неустойчивости темперамента можно говорить в тех случаях, когда ребенок одновременно походит и не
походит темпераментом на каждого из родителей и не способен временно стабилизироваться в
процессе роста на одном из его типов. Следует подчеркнуть, что неустойчивость темперамента
Hosted by uCoz