Navigation bar
  Print document Start Previous page
 150 of 282 
Next page End  

мальчиков); отсутствие адекватной модели идентификации с родителем того же пола, опять же чаще у
мальчиков, что осложняет их взаимодействие со сверстниками; изоляция от общения с ними
посредством навязываемого контакта со взрослыми; чрезмерная опека и тревога родителей,
усиливающие возрастные страхи у детей, подрывающие их уверенность в себе.
В младшем школьном возрасте повышенная чувствительность будет в отношении школьных
успехов, интеллектуальной нагрузки, чувства ответственности, которое не может оправдать ребенок. В
подростковом возрасте чувствительными зонами будут такие личностные характеристики, как
самосознание и самоуважение, психическая интеграция, интересы и увлечения.
В итоге, преобладающими патогенными сторонами отношения родителей в дошкольном возрасте
детей являются недостаточная эмоциональная отзывчивость, блокирование эмоций, чувства «я» и
темперамента, излишне ранняя социализация и чрезмерный уровень моральных ограничений и
запретов. В школьном возрасте большее значение приобретают недоверие к возможностям детей,
избыток контроля за уроками, интеллектуальный прессинг и предвзятость в оценках.
Появление в этих условиях травмирующего жизненного опыта и нервно-психического
напряжения становится особенно заметным при отсутствии возможности своевременного
отреагирования детьми отрицательных эмоций и наличия неограниченных подобных возможностей у
родителей. Здесь срабатывает эффект «парового котла», взрывающегося рано или поздно при
неуклонном повышении давления и отсутствии клапана для его уменьшения. Подобным критическим
значением «последней капли», «толчка», «срыва ВНД» в классическом понимании обладает остро
действующая психическая травма, декомпенсирующая уже ослабленные силы организма, еще больше
изменяющая его реактивность. Вместе с предшествующим высоким уровнем нервно-психического
напряжения это приводит к психогенному заболеванию формирующейся личности — неврозу.
Длительности его течения способствуют неадекватная реакция со стороны родителей не способных
понять истоки заболевания и перестроить свои ригидно застывшие отношения, а также заостренная
личностная реакция детей в ответ на прогрессирующие затруднения в осуществлении значимых целей.
Тогда жизнь для детей с неврозом может представлять сплошную драму со все более трагическим
финалом, где нет антрактов и где единственно «чуткими» зрителями являются они сами. Аффективно
заостренные личностные проблемы при неврозах — это проблемы поиска своего «я», своего лица и
места в жизни. Неразрешимость этих попыток порождает с возрастом постоянное чувство
неудовлетворенности собой и беспокойство, нередко переходящие в пессимизм, отчаяние, состояние
безысходности и психологического надлома, неверия в свои силы. Отражение этого мы видим у
взрослых, не выдерживающих жизненные трудности и легко устающих, не приспособленных в браке и
часто разочаровывающихся, остающихся в душе капризным, своевольным, ранимым, обидчивым
боязливым и не способным постоять за себя ребенком.
К настоящему времени диагностика неврозов у детей явно несовершенна и нуждается в своем
совершенствовании, если мы хотим не на словах, а на деле претворить в жизнь лозунг: «Здоровье
человека закладывается в детстве». Одни специалисты относят к неврозам все клинические формы
психомоторных нарушений: тики, заикание, энурез, что в корне неверно. Другие зачисляют их в
неврозоподобные расстройства, что также не всегда соответствует действительности. Истина где-то
посредине, но, чтобы установить ее и правильно диагностировать неврозы в целом, в том числе
осложненные психомоторными нарушениями, требуются специальная, психоневрологическая
квалификация врачей и особые условия приема. Психоневрологическая квалификация включает
психиатрическую, неврологическую, психологическую и психотерапевтическую подготовку, а также
стажировку в течение года в одном из практических учреждений. Особые условия — это направленный
прием больных с неврозами, отсеваемых с общего приема или направляемых другими специалистами.
Соответственно, этим больньм должно быть выделено в один из дней большее время, так как
необходимо достаточно подробно опросить родителей и использовать психологические приемы
диагностики. Соответственно, к имеющимся врачебным специальностям следует добавить и
специальность детского врача-психоневролога с предоставлением ему права работы в поликлиниках,
больницах и санаториях из расчета минимум 1 врач в амбулаторной и 1 врач в больничной сети на 300
тысяч детского и взрослого населения. Следует пойти и на создание специализированных
психотерапевтических центров по лечению неврозов у детей в больших городах из расчета минимум 3—
Hosted by uCoz