Navigation bar
  Print document Start Previous page
 156 of 282 
Next page End  

Психотерапия неврозов у детей и подростков
Глава 1. Патогенетические обоснования психотерапии неврозов
Психотерапия неврозов у детей и подростков включает диагностику взаимосвязанных
невротических и личностных нарушений у всех членов семьи и соответствующую
психотерапевтическую работу с больным ребенком и его непосредственным окружением. Поэтому в
обзоре литературы мы остановимся вначале на основополагающих для отечественной психотерапии
вопросах патогенеза неврозов в понимании В. Н. Мясищева и его школы.
Отправной точкой патогенеза невроза является реакция личности на психотравмирующие
обстоятельства жизни. В этой связи представляет интерес мнение И. М. Балинского, который еще в
конце прошлого века писал, что у каждого человека есть свой круг идей и чувствований, в которых
преимущественно легко вызываются душевные волнения [Балинский И. М., 1958]. В. М. Бехтерев (1909)
также считал патогенным фактором не только жизненные обстоятельства сами по себе, но и восприятие
и отношение к ним больного, обусловленные его индивидуальностью и прошлым жизненным опытом.
Е. Kretschmer (1927) относил переживания, способные вызывать характерные для личности реакции, к
ключевым и отмечал, что характер и ключевое переживание подходят друг к другу, как ключ к замку.
Патогенетическая концепция неврозов В. Н. Мясищева основана на понимании личности как
системы отношений. Для невроза как психогенной болезни личности исходным и определяющим
является нарушение отношений, из которого вытекают нарушение переработки и расстройство
психических функций в зависимости от того, как личность перерабатывает или переживает
действительность. Поскольку патогенность внешних обстоятельств жизни проявляется лишь в
сочетании с соответствующим значимым отношением к ним, то имеет значение не столько объективная
трудность проблемы, сколько субъективное отношение к ней. Определяющую роль в патогенезе невроза
играет психологический, т. е. внутренний, конфликт, который представляет собой несовместимость,
столкновение противоречивых отношений личности. Присущие конфликту переживания становятся
источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений
личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и
был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения [Мясищев В. Н., 1934, 1939,
1960].
В работах учеников В. Н. Мясищева, Р. А. Зачепицкого, В. К. Мягер, Б. Д. Карвасарского, Ю. Я.
Тупицина и др. раскрывается диалектическое единство объективных и субъективных факторов
возникновения и развития невротического конфликта. Психоаналитическим позициям, поиску
«вытесненных» инстинктивных влечений как основы конфликта противопоставляется его анализ с
позиций психологии отношений. Подчеркиваются хронический характер эмоционального стресса у
больных с неврозами и наличие у них низкой стрессовой толерантности вследствие нарушений общей
реактивности [Губачев Ю. М. и др., 1976]. Совместная роль психогенных и соматогенных факторов в
возникновении неврозов всесторонне раскрыта В. К. Мягер (1976). Особое место среди стрессовых
факторов занимает страх, обусловленный угрозой смерти для больного и близких ему лиц или
опасениями утратить власть над своими мыслями и «потерять рассудок» [Немчин Т. А., 1965].
Субклиническое реагирование при неврозе представляет своеобразную «защитную» перестройку,
направленную на нейтрализацию патогенного действия психической травмы [Бассин Ф. В. и др., 1979].
Сам невроз нередко выполняет функцию патологического приспособления к субъективно
неприемлемым условиям микросреды [Губачев Ю. М., Либих С. С., 1977].
В патофизиологическом аспекте неврозов непреходящее значение имеют установленные И. П.
Павловым закономерности перенапряжения нервных процессов и их «сшибки», появления застойных
очагов и фазовых состояний. При неврозах изменяется состояние сигнальных систем [Вольперт И. Е.,
1972], расстраиваются функции интегративных систем мозга, среди которых, наряду с корой больших
полушарий головного мозга, существенная роль отводится лимбико-ретикулярному комплексу
[Карвасарский Б. Д., 1980].
В последнее двадцатилетие возросло внимание к проблемам семьи. В социологии и социальной
Hosted by uCoz