Navigation bar
  Print document Start Previous page
 167 of 282 
Next page End  

охватывая 82% матерей. Как правило, он сопровождается внутренней неудовлетворенностью,
аффективной напряженностью, беспокойством и вызван в первую очередь эмоционально неровными
отношениями с мужем и родителями, общей неустроенностью, проблемами ухода за ребенком,
возникновением новой беременности. Это оказывает неблагоприятное влияние на эмоциональное
развитие ребенка, так как тревожно-депримированный настрой матери в виде беспокойства,
сниженного настроения, неуверенности, пониженной самооценки, пессимистической оценки
перспективы передается ребенку как диффузное чувство беспокойства и страха. Такая мать редко
улыбается, излишне скованна, напряжена и непоследовательна в обращении с ребенком. Поскольку мать
имеет в лице ребенка наиболее доступный «объект» для проявления своего недовольства, раздражения и
беспокойства, ее эмоциональное состояние несколько компенсируется в течение первых лет жизни
ребенка. Но эмоциональное состояние ребенка, наоборот, все более ухудшается по мере развития в
аффективно неспокойной семейной обстановке, к которой он не может адаптироваться и в которой
выполняет роль «козла отпущения» для родителей, не объединяя семью, как того хотела бы мать, а
разъединяя ее.
В этой ситуации и без того беспокойная мать все в большей степени привязывает к себе ребенка,
окружая его тревожными предохранениями и болезненно-заостренным вниманием, образуя с ним
обособленную эмоциональную диаду. Создавая зависимость от своего настроения, мать непроизвольно
передает ребенку свое беспокойство, которое начинает появляться у него даже при ее кратковременном
отсутствии, особенно в период засыпания. Требуя плачем или беспокойством присутствия рядом
матери, ребенок, в свою очередь, аффективно привязывает ее к себе. Возникает порочный круг, который
проявляется общей тревожной зависимостью ребенка и матери друг от друга, непереносимостью с обеих
сторон одиночества и изоляции, возникновением у ребенка беспокойства при любом реальном или
кажущемся эмоциональном отдалении от матери.
Ранним зарождением беспокойства можно в немалой степени объяснить последующие волнения
ребенка по поводу предстоящих событий и его плохую переносимость ожидания. В наибольшей степени
тревожные реакции на отсутствие матери выражены при неврозах страха и навязчивых состояний по
сравнению с неврастенией и особенно истерическим неврозом. В последнем случае известным
препятствием для возникновения беспокойства является исключительная ориентация ребенка на себя
(эгоцентризм).
Стремление матери как можно раньше выйти на работу и передать ребенка на воспитание
родственникам усиливает его беспокойство, особенно при предшествующем отрицательном отношении
к беременности. Последствиями чрезмерно раннего отрыва тревожно привязанного к матери и
эмоционально ранимого ребенка являются аффективные реакции при помещении в ясли и затруднения
в последующей адаптации в дошкольных учреждениях..
Источниками беспокойства у детей, впоследствии заболевающих неврозом, могут быть в
различном возрасте:
1) индуцирование беспокойства со стороны матери, находящейся в состоянии эмоционального
стресса;
2) эмоциональные потрясения и испуги (опыт ранних разлук и внезапных воздействий,
представляющих угрозу для жизни, в том числе аффективные реакции на помещение в ясли, больницу,
несчастные случаи, резкие болевые ощущения);
3) угроза лишения заботы и эмоционального контакта при наличии невротически
мотивированной гиперопеки со стороны матери и «привязывания» ребенка к себе. В наибольшей мере
это проявляется в раннем анамнезе детей, заболевающих неврозом навязчивых состояний и неврозом
страха;
4) отсутствие безопасности — опоры в ближайшем окружении. Ощущение незащищенности,
ненадежности и непонятности окружения. Невозможность предсказать поведение (реакции) близких
лиц, особенно при их невротическом состоянии и конфликтах в семье, когда имеет место беспокойство
за родителя, к которому привязан ребенок или с которым он себя идентифицирует. В случае
нежеланности ребенка или непринятия его индивидуальных особенностей развития беспокойство
вызвано ощущением ненужности и никчемности прежде всего у детей, заболевающих неврозом страха и
неврастенией;
Hosted by uCoz