Navigation bar
  Print document Start Previous page
 170 of 282 
Next page End  

вследствие трудносовместимой конституциональной констелляции некоторых черт темперамента и
характера; 7) неравномерность психического развития, обусловленная действием предшествующих
факторов.
Описательно ребенок, заболевающий впоследствии неврозом, выглядит повышенно
впечатлительным, эмоционально чувствительным и ранимым, обостренно реагирующим на отношение
окружающих, не сразу раскрывающим себя, подавляющим внешнее выражение чувств и переживаний,
наивным, бесхитростным, непосредственным и доверчивым, добрым, отзывчивым, с выраженным
чувством «я».
Проиллюстрируем некоторые из этих характеристик высказываниями родителей: «нельзя
повысить на него голос», «стоит одну и ту же фразу сказать не тем тоном, как она обижается — не так
сказала»; «так ожидает день рождения, что может даже заболеть от этого»; «его может обидеть даже
малолетний кроха»; «даже муху убитую пожалеет»; «очень добрый, за все болезненно переживает, если
что-либо не получается, не хочет, чтобы ему помогали, и плачет»; «за всех переживает»; «боится лечь
спать, чтобы не проспать целый день»; «тихая в детском саду, послушная, исполнительная, переживает,
если что-либо не так, в занятиях активная, любознательная, дома же становится чрезмерно шумной и
возбужденной»; «стоит его похвалить и он лезет из кожи вон, чтобы оправдать доверие»; «не просит
прощения и не отказывается от своих убеждений»; «у него всегда было свое мнение»; «все вспомнит
потом, вначале ни слова»; «никогда не жалуется и не рассказывает о том. что происходит с ним в
детском саду»: «когда сыну был один год и он лежал в больнице по поводу пневмонии, то при уколе не
кричал и не плакал, а молчал, сжимая кулачки»: «в 4 года дочери удаляли аденоиды и ее одну вынесли
бледной, без слезинки, но увидев мать, она разрыдалась и покрылась красными пятнами»; «в полтора
года бабушка накричала на внука, который при этом молчал, в 3 года он сказал ей неожиданно: «Почему
ты со мной так громко разговаривала?».
Приведенные характеристики не позволяют сделать вывод о предшествующих неврозу
патологических изменениях характера, скорее речь идет как о некотором своеобразии развития,
подчеркнутая человеческая основа которого несомненна, так и о наличии отдельных преходящих и
незначительно выраженных явлений дизонтогенеза. Знание преморбидных особенностей развития,
преморбидной «натуры» позволяет лучше понять патогенез неврозов у детей и построить на его основе
соответствующим образом направленный процесс психотерапии.
Личность родителей
Все те дурные наклонности, которые родители стараются уничтожить в своих детях, гнездятся в
них самих.
Г. Спенсер. Воспитание умственное, нравственное и физическое
Описание родителей мы начнем с общей клинико-психологической характеристики, затем
рассмотрим данные личностных опросников, посредством которых уточняется ряд сторон личности
родителей. Кроме того, опросники дают возможность стандартизации и сопоставления результатов
исследования.
По данным обследования 108 семей, мягкость характера у матерей преобладает над твердостью в
соотношении 2:1, у отцов твердость незначительно преобладает над мягкостью. У отцов это следствие
соответствующих мягких черт характера дедушки ребенка по отцовской линии, недостаточного влияния
с его стороны и замещающего воздействия со стороны бабушки по отцовской линии.
У родителей имеется ряд общих особенностей личности, главным образом в виде сензитивности
и гиперсоциализации. Под сензитивностью подразумеваются повышенная эмоциональная
чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выражаемые склонностью «все близко
принимать к сердцу и легко расстраиваться», а под гиперсоциализацией — заостренное чувство
ответственности, долга, обязательности, трудность компромиссов. Контрастное сочетание
сензитивности и гиперсоциализации означает наличие внутреннего противоречия между чувством и
долгом, способствующим возникновению внутреннего нравственно-этического конфликта.
Hosted by uCoz