Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 282 
Next page End  

(Мясищев В. Н., 1973). В концепции В. И. Гарбузова основное патогенное противоречие при неврозах
заключается в несоответствии средового влияния врожденному типу реагирования — темпераменту
(Гарбузов В. И., 1977). Последний В. И. Гарбузовым рассматривается в измерениях холерического,
сангвинического и флегматического темперамента. Меланхолический темперамент объединен с
флегматическим, поскольку встречается редко в детском возрасте и представляет, скорее, клинический
вариант, чем вариант нормы. Подобного мнения придерживаемся и мы, так как это позволяет к тому же
более равномерно распределить темперамент по полярной шкале «холерик — сангвиник — флегматик».
В качестве ведущего критерия темперамента нами используется темп протекания психических и
моторных реакций. Соответственно, холерик при интервью определяется как «быстрый,
стремительный, быстро говорит, думает, делает»; флегматик — как «медлительный, неторопливый,
медленно говорит, думает, делает»; сангвиник — как среднее двух характеристик.
Данные о темпераменте 119 детей и подростков с неврозами получены при интервью с
родителями и наблюдениях за спонтанной деятельностью детей в совместных играх. Получено
следующее распределение холерического, сангвинического и флегматического темперамента: у
мальчиков он встречается соответственно в 29—39 — 32%; у девочек — 17,5—50 — 32,5%. Обращает
внимание отсутствие существенных отличий в типах темперамента у мальчиков. У девочек более
заметно преобладает сангвинический темперамент, затем идет флегматический: наименее выражен
холерический темперамент.
Оценка родителями темперамента 90 детей и подростков с неврозами в возрасте 7—15 лет
сравнивалась с аналогичной оценкой у 282 школьников того же возраста в норме. Выраженность
холерического темперамента одинакова при неврозах и в норме; сангвинический темперамент
относительно чаще, а флегматический — реже встречается в норме. Уменьшение числа детей с
сангвиническим темпераментом и увеличение с флегматическим темпераментом может быть известным
отражением болезненной заторможенности у детей с неврозами.
Оценка родителями своего темперамента не показывает преобладания его крайних типов у
матерей и отцов детей с неврозами.
Рассмотрим контраст темпераментов у родителей и детей (холерического, с одной, и
флегматического — с другой стороны). Матери чаще находят свой темперамент и темперамент
мальчиков контрастным, чем отцы, соответственно в 35 и 20%. У девочек, наоборот, отцы чаще
считают свой темперамент с ними контрастным (44%), чем матери (21%). Следовательно, родитель
противоположного с ребенком пола склонен чаще обнаруживать контраст в темпераментах, чем
родитель того же пола.
При холерическом темпераменте наибольшим патогенным действием обладают чрезмерные
ограничения со стороны родителей и других взрослых в семье. Происходит заострение возбудимости,
активности и непоседливости этих детей, напоминающее гиперактивность. «Отсутствие тормозов»,
возбудимость и непоседливость проявляются в основном дома, в травмирующей обстановке.
Постоянная стимуляция детей с флегматическим темпераментом оказывает тормозящий эффект. Они
становятся инертными и вялыми, замедленными и «копушами». Холерический и флегматический
темпераменты, таким образом, оказываются более чувствительными к издержкам отношения родителей.
Но и сангвинический темперамент уязвим, если он представляет, как это нередко бывает у детей с
неврозами, неустойчивое возрастное сочетание крайних типов темперамента родителей. Например,
темперамент ребенка может напоминать в чем-то холерический темперамент одного и флегматический
темперамент другого родителя. В этом случае патогенно значимыми будут как чрезмерные ограничения,
так и избыточная стимуляция активности детей со стороны родителей.
Общей в рассмотренных ситуациях будет безуспешность попыток родителей «исправить»
природный темперамент детей — попыток, оборачивающихся перенапряжением их
психофизиологических возможностей и неврозом.
Эмоциональный контакт родителей и детей
Эмоциональный контакт родителей и детей
одно из условий нормального психического
Hosted by uCoz