Navigation bar
  Print document Start Previous page
 187 of 282 
Next page End  

Следует заметить, что требования родителей могут быть правильными в своей основе, но
неадекватными по манере выражения, чему в немалой степени способствует их невротическое
состояние. Болезненно завышенный объем требований родителей и аффективный способ предъявления
заставляют говорить об их реактивном характере и рассматривать как средство неосознанной
компенсации чувства неудовлетворенности собой и низкого уровня самопринятия. Таким образом,
избыточные и раздраженно-нетерпеливые требования родителей выступают в качестве
непроизвольного ритуала защиты «я» от собственных проблем самоконтроля. Невозможность
критического признания этих проблем и их конструктивного преодоления порождает чувство
внутренней неудовлетворенности и беспокойства, недовольства собой, повышение внутреннего
напряжения и компенсаторную аффективно-агрессивную разрядку в виде «потока» требований, угроз,
советов и предписаний. В этом значении несоразмерный, аффективно-повышенный уровень
требований родителей, как и нетерпеливость и непоследовательность в обращении с ребенком, можно
расценить как проявление невротически мотивированного типа реагирования. Кроме того, многие из
крайностей отношения матери, особенно требования педантичного соблюдения режима дня, являются
резидуальными проявлениями авторитаризма ее матери, бабушки ребенка. Все это объясняет эффект
«заданности» в воспитании, когда родители поступают подчеркнуто «правильно», излишне
принципиально. В какой-то мере они понимают неестественность своего отношения, но не способны
его перестроить, как и претворить свои принципы в жизнь.
Другая особенность воспитания — это наличие у родителей ряда сверхценных идей,
отражающих их тревожно-мнительные и паранойяльные черты характера. Здесь и сверхценный страх
лишиться влияния на ребенка, и паранойяльная убежденность в том, что его нужно во что бы то ни
стало оберегать от всех опасностей и трудностей жизни, что на него плохо влияют другой родитель и
сверстники, что ребенок не хочет идти им навстречу (в то время как он фактически не может), что у него
нет силы воли, самостоятельности, что им нужно во всем управлять, подчинив его полностью себе и т.
д.
Еще одна особенность — это непроизвольное внушение детям чувства личностной
недостаточности особой манерой обращения с ними: «ты никогда и ничего не делаешь так, как нужно»,
«у тебя одни крайности, ты не можешь обойтись без фокусов», «смотри, не сделай...», «если ты...» и т. д.
Подобные высказывания вызывают противоположный эффект, приковывая внимание ребенка и
создавая у него навязчивое желание реализовать запрет.
Тревожно-мнительному настрою детей часто способствуют неосторожные высказывания
взрослых членов семьи вроде: «лямблии выгнали, а они уже успели сделать ходы». Постоянно
происходящее «заражение» эмоциями страха и тревоги в домашних условиях доказывается усилением
беспокойства у детей после перерыва в лечении, когда они снова боятся заходить в кабинет врача,
пугаются всего нового и неожиданного, в том числе им уже знакомых масок и кукол, изображающих
зверей.
Все неблагоприятное воздействие родителей на детей, включая неосторожное использование
слов, обладающих отрицательным внушающим действием, мы обозначаем термином «парентогения» (от
лат. parens — родитель и греч. genesis — возникновение, происхождение), т. е. «порождаемое
родителями, происходящее от них», подобно терминам «дидактогения» (К. К. Платонов), «эгротогения»
(С. С. Либих) и «ятрогения» (О. Бумке).
Описываемые отклонения в воспитании иногда выражены незначительно, но и в этом случае
можно говорить о минимальной родительской дисфункции, как неспособности родителей адекватно
управлять связанной с детьми ситуацией в семье. Она проявляется у отца, не включенного в жизнь
семьи и воспитание детей, боящегося ответственности или неровного в отношениях с ними, и у матери,
не умеющей наладить эмоционально-теплые и доверительные отношения с детьми.
Более очерченный синдром минимальной материнской дисфункции (или недостаточности)
можно охарактеризовать как сочетание противоречивого отношения к появлению ребенка вместе с
патологией беременности и родов, несвоевременным и неадекватным откликом на запросы ребенка,
непоследовательностью и крайностями в подходе к нему; излишней формализацией отношений,
чрезмерно ранним выходом матери на работу, перепоручением воспитания другим лицам, включая
раннее помещение в ясли, неспособностью справиться с возникающими в процессе воспитания
Hosted by uCoz