Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 282 
Next page End  

развития, формирования характера и личности. Проблемы эмоционального контакта с родителями у
детей, которые впоследствии заболевают неврозами, обусловлены прежде всего гиперсоциальной
направленностью личности матерей в виде гипертрофированного чувства долга, обязанности,
повышенной принципиальности, трудности компромиссов. С одной стороны, эти матери много
опекают и тревожатся, а с другой — поступают излишне правильно, но, что называется, без души. Часто
не идут вовремя навстречу, стремятся излишне пунктуально выдерживать режим дня, без конца читают
мораль и считают детскую возню, смех и веселье пустым времяпрепровождением.
Эмоциональный контакт нарушается и при помещении детей в ясли или замене матери другим
воспитывающим лицом (няней, родственниками). Больше всего этих матерей в группе ИТР, прежде
всего при гиперсоциальной направленности личности и незрелости чувства материнства.
Эмоциональный контакт осложняется и при нежеланности детей, чаще — несвоевременности их
появления или несоответствия пола ожидаемому родителями. Типичны затруднения и в
эмоциональном контакте с отцом ввиду его занятости, недостаточной включенности в воспитание и
конфликтной изоляции в семье.
В сумме показатели шкалы «проблемы эмоционального контакта с детьми» превышают
аналогичные показатели в норме. Существенно, что мать не может обеспечить приемлемого и, главное,
устойчивого эмоционального контакта, в то время, когда ребенок наиболее нуждается в нем. В этой
связи типичной будет ситуация, когда нежность и любовь матери заменяются строгостью, отзывчивость
— недоверием, терпение — раздражительностью, а последовательность — переходами из одной
крайности в другую.
Рассмотрим более подробно такую сторону эмоционального контакта, как привязанность детей к
родителям (прежде всего, к матери) в дошкольный период жизни. Привязанность формируется в
условиях достаточно теплого, продолжительного и тесного контакта матери с ребенком. Осознанные
проявления привязанности у эмоционально чувствительных детей при неврозах и в норме заметны с 7-
месячного возраста, когда выражено беспокойство даже при непродолжительном отсутствии матери.
Это указывает как на возникновение лежащего в основе привязанности чувства общности, единства с
матерью (категория «мы»), так и на развитие первичных групповых или социальных отношений. Вместе
с тем факт реагирования на отсутствие матери показывает, что ребенок ощущает себя в чем-то отличным
от нее, когда остается один, не чувствуя поддержки и заботы. Подобная дифференциация указывает на
зарождение чувства «я» как осознанного восприятия себя. Выраженное беспокойство в отсутствие
матери может отчетливо проявляться с 7 мес. до 2,5 лет у девочек (в норме до 2 лет) и 3 лет у мальчиков
(в норме до 2,5 лет) и быть максимально представленным при помещении в больницу (без матери) и
ясли.
В возрасте 8 мес. при неврозах и в норме возможен выраженный страх при появлении
незнакомых взрослых. Ребенок при этом прижимается к матери. Создается впечатление, что он как бы
подчеркивает привязанность к матери, будучи неспособным поделить ее с другими, особенно
пожилыми и незнакомыми женщинами, отличными от сформировавшегося у него эмоционального
образа матери. У девочек подобная, во многом инстинктивная, реакция может распространиться на
мужчин. Появление категории «другого» или «они» в групповом контексте указывает на дальнейшую
дифференциацию «я» в структуре межличностных отношений. Боязливо-аффективное восприятие
другого продолжается сравнительно недолго, и уже в 1 год 2 мес. ребенок менее беспокоен в
присутствии посторонних. С 1 года 2 мес. до 1 года 6 мес. он уже не столько боится, сколько
настороженно воспринимает действия чужих взрослых (к сверстникам подобная реакция, как и страх
раньше, отсутствует). Некоторая смущаемость (застенчивость) остается до 2,5 лет, после чего дети могут
первыми вступать в контакт. Беспокойство в присутствии незнакомых взрослых нередко фиксируется в
психотравмирующих условиях пребывания в яслях и больнице (особенно в возрасте 8 мес. — 1 года 6
мес., когда дети не способны привязаться к кому-либо, кроме матери, и воспринимают чужих взрослых с
чувством страха). В итоге, возрастает беспокойство, повышается потребность в безопасности и
невротически заостряется привязанность к матери. Следует обратить внимание и на то, что мальчики
более чувствительны к разлуке с матерью, девочки более беспокойно воспринимают появление чужих
взрослых.
При неврозах и в норме чувство привязанности достигает своего выраженного развития к 2
Hosted by uCoz