Navigation bar
  Print document Start Previous page
 192 of 282 
Next page End  

«быть только собой» и «быть только другим», что выражает личностный диссонанс, отсутствие
внутреннего единства, неразрешимую борьбу противоположностей, состояние внутренней
неустойчивости и беспокойства. Противоречивость внутренней позиции больных неврозами
отражается лабильностью их самооценки, когда завышенный уровень притязаний сопровождается
неверием в свои силы и возможности. Невозможность удовлетворения значимых потребностей, как и
восприятие себя непринятым, неодобряемым и неценимым, т. е. не соответствующим представлениям
окружающих, неспособным оправдать их требования и надежды, приводит к появлению у детей тревоги
по поводу самого факта их существования, ощущению своей никчемности и ненужности, т. е. к
рудиментарным идеям самоуничижения.
Травмирующее осознание отличий от сверстников и аффективно переживаемое отклонение
представлений о самом себе ведут к усилению тревожной переработки опыта и неуверенности в себе в
виде частых сомнений и опасений, тревожного предчувствия неудачи, излишней осторожности и
нерешительности в общении, т. е. к развитию тормозимых черт характера. Неприятие невротически
измененного ребенка сверстниками ранит его самолюбие и заставляет избегать естественного круга
общения. В то же время он не может найти удовлетворяющего его общения дома. Так у него появляется
чувство одиночества, порождающее, в свою очередь, индивидуализм, как реакцию на непонимание со
стороны окружающих. Индивидуализм, как противоположность коллективизму, создает препятствия в
последующей социальной адаптации, когда такие дети, по словам одной из матерей, должны
«переболеть», прежде чем войдут в коллектив. Таким образом, неврозы в широком смысле слова
предстают перед нами как одна из моделей возникновения проблем понимания и общения людей.
В итоге общий патогенез неврозов можно представить следующим образом:
1) снижение биотонуса и изменение реактивности в результате действия ослабляющих защитные
силы организма анте-, пери- и постнатальных факторов;
2) своеобразие преморбидного развития в виде главным образом сензитивности и латентности,
удлиняющих процесс социализации и усиливающих восприимчивость к действию стрессовых факторов.
Наличие трудносовместимых сочетаний некоторых черт темперамента и характера, нарушающих баланс
взаимодействия внутренних сил развития;
3) заострение конституционально-генетических особенностей под воздействием стрессовых
факторов;
4) формирование неудачного личностного опыта, преломляемого беспокойством, напряжением и
аффективно-защитным типом реагирования;
5) возникновение внутреннего неразрешимого конфликта под влиянием неудачного и
драматически переживаемого опыта межличностных отношений и обусловленная этим дезинтеграция
процесса формирования личности;
6) перенапряжение психофизиологических, адаптационных возможностей организма и
критическое нарастание эмоциональной напряженности под влиянием стрессовых условий развития,
подавленного внешнего раздражения и неразрешимой личностной и семейной ситуации;
7) «срыв» высших нейрорегуляторных функций с появлением развернутой клинической картины
невроза. В качестве «пускового», или «разрешающего», фактора выступает острая психическая травма.
Под воздействием дисстресса, подрывающего защитные силы организма, декомпенсируются «места
наименьшего сопротивления» на органически-дефицитарном и конституционально-генетическом
уровне, в еще большей степени снижаются биотонус, жизненная активность и вера в себя, исчезает
самобытность и прекращается процесс творческого саморазвития.
Представленная с позиций системного анализа общая схема патогенеза невроза как психогенного
заболевания формирующейся личности может быть весьма различной при тех или иных его
клинических формах. Клинико-психологический анализ условий формирования личности является
основой патогенетической психотерапии, направленной на восстановление психического единства
личности и укрепление адаптационных, нейрорегуляторных возможностей организма.
Глава 3. Основные направления в психотерапии неврозов
Hosted by uCoz