Navigation bar
  Print document Start Previous page
 197 of 282 
Next page End  

эгоцентризме и склонности к самолюбованию (Буянов М. И., 1976). Доказано положительное влияние
гипноза на психическую деятельность больных детей, на укрепление их ослабленных эмоциональных и
полевых процессов (Токарский А. А., 1895; Платонов К. И., 1962). Исследования нейродинамики до и
после гипнотерапии подтверждают нормализацию высшей нервной деятельности у детей с неврозами
(Пивоварова Г. Н., Симеон Т. П., 1956). В целом гипнотерапия считается адекватным и эффективным
методом в психотерапии неврозов у детей и подростков начиная с 6 лет (Рожнов В. Е., 1971).
Предпосылки для семейной психотерапии как подхода к лечению ребенка с учетом его семейного
окружения можно найти у И. В. Маляревского (1886), который проводил амбулаторно совместные
врачебно-педагогические беседы с родителями и детьми. Э. Д. Каганова (1933) в коллективных беседах
с родителями обсуждала случаи заболевания неврозом у детей, вскрывала его причины, проводила
чтение и разбор популярной литературы, организовывала с детьми экскурсии в клиники и санатории.
Значение работы с семьей подчеркивают многие авторы 30-х годов настоящего столетия. В. А.
Гиляровский отмечает, что «поскольку невротические расстройства детей находятся часто в прямой
связи с нервностью родителей, являющейся источником ненормального отношения к детям, постольку
психотерапию нужно начинать с близких, стремясь создать около ребенка более или менее
уравновешенную и не травматизирующую его среду» /5/. Такой же точки зрения придерживаются Г. Е.
Сухарева и Л. С. Юсевич (1965), которые считают, что задача врача заключается не только в лечении
ребенка, но и в активной разъяснительной работе со взрослыми с целью изменения тех условий,
которые были причиной заболевания.
Современные тенденции семейной психотерапии развиваются В. П. Козловым (1976), который
сочетает ее при фобиях с групповой психотерапией детей. Нами разработан единый патогенетический
комплекс семейной, индивидуальной и групповой психотерапии детей и подростков с неврозами
(Захаров А. И., 1971, 1973). В последнее время этот комплекс применяется при психотерапии детей и
подростков с неврозом навязчивых состояний (Ковалев В. В., Шевченко Ю. С., 1980). Семейная
психотерапия считается показанной не только при неврозах, но и при психопатиях у подростков
(Эйдемиллер Э. Г., 1973). В более широком контексте семейная психотерапия входит в так называемую
«психотерапию среды», которая нередко приобретает решающее значение в системе лечения ребенка с
неврозом (Рожнов В. Е., Драпкин Б. 3., 1974; Ковалев В. В., 1979).
Вопрос о целесообразности лечения детей с неврозами в стационарных или амбулаторных
условиях решается в пользу последних. В. А. Куршев (1973) отмечает неудачные попытки лечения детей
2—5 лет в стационаре. Б. 3. Драпкин (1973) считает недостатком стационарного лечения отрыв
больного от условий нормальной жизни, семьи и коллектива здоровых сверстников, что может
увеличивать число рецидивов заболевания после выписки. Многие из этих недостатков Б. 3. Драпкин
смог устранить в руководимом им психотерапевтическом подростковом отделении, где используются
гибкий лечебный режим, предоставление подросткам самостоятельности в организации досуга,
активирующий процесс групповой психотерапии.
Основные принципы профилактики неврозов у детей состоят в раннем выявлении нервно-
психических отклонений (Давиденков С. Н., 1954), тесном контакте педиатра с невропатологом и
психиатром (Пивоварова Г. Н., 1962), правильном воспитании детей (Яковлева Е. К., 1958; Ушаков Г.
К., 1966), широком комплексе психогигиенических и психопрофилактических мероприятий (Озерецкий
Н. И., 1934; Осипова Е. А., Ижболдина О. Ф., 1934), продуманной психологической подготовке к
детскому саду (Голубева Л. Г. и др., 1974, 1980; Власов В. Н., 1978).
Обзор зарубежной литературы
Ввиду большого числа исследований мы остановимся только на главных направлениях
психотерапии у детей, сопоставляя их с направлениями психотерапии у взрослых.
В конце XIX — начале XX в. наибольшее значение в психотерапии у взрослых придается
методам гипносуггестивного воздействия (Bernheim Н., 1910; Moll A., 1909). У детей в основном
используется внушение, когда врач в директивной, не терпящей возражений и сомнений форме,
предписывает тот или иной образ действий, способствующий выздоровлению, и в такой же форме дает
Hosted by uCoz