Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 282 
Next page End  

годам. В это же время активно представлено формирование «я». Не случайно, что развитие
привязанности к матери и чувства «я» идет параллельно. Мать в это время нужна ребенку как опора, как
образ уже сложившегося «я», как источник удовлетворения эмоциональных потребностей. Поэтому
спокойное, без лишней суеты, уверенное, последовательное и в то же время заботливое, любящее
отношение матери вместе с нарастающей потребностью в подражании отцу (у мальчиков) способствует
стабилизации чувства «я» и постепенному уменьшению чрезмерной зависимости от родителей. Этого
не происходит при неврозах, поскольку мать часто находится в состоянии эмоционального стресса и не
может являться опорой или источником безопасности для ребенка. Скорее, она представляет источник
повышенного беспокойства, особенно когда испытывает невротически обусловленную тревогу
одиночества или навязчивый страх возможного несчастья с ребенком. Тогда, чрезмерно опекая ребенка,
она в буквальном смысле слова «привязывает» его к себе, делая рабом собственного настроения, не
отпуская от себя ни на шаг и тревожно предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В
результате ребенок испытывает каждый раз все большее беспокойство, когда остается без матери, легко
теряется, беспокоится и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность,
зависимость, «цепляние» за мать, «приставучесть» и подобные им черты поведения в первые годы
жизни детей. Потребность в привязанности нарастает при наличии невропатии и травмирующего
опыта разлук с матерью. В итоге, можно говорить о формировании так называемой невротической
привязанности, основанной на тревожности матери и аффективно заостренной потребности детей в
безопасности.
Более выраженная, чем в норме, привязанность отмечается у детей, испытывающих много
страхов, неуверенных в себе, часто болеющих и лишенных поддержки отца.
При недостаточно включенной позиции отца в жизнь семьи дети в большей степени привязаны
к матери и легче перенимают ее беспокойство. Последнее выражено и тогда, когда ребенок боится отца
из-за его грубости, вспыльчивости или излишней строгости. Тогда он стремится получить недостающие
тепло и внимание от матери, невротически привязываясь к ней. Подобная ситуация оказывает наиболее
неблагоприятное воздействие на мальчиков, поскольку односторонний опыт общения с матерью
привносит проблемы в их последующие отношения со сверстниками того же пола.
К 3 годам жизни привязанность при неврозах и в норме приобретает качественно новые черты,
проявляясь выраженной потребностью в признании и любви со стороны родителей, скорее, чем в
зависимости от них. Интенсивно развиваясь, потребность в любви достигает, как и все эмоциональное
развитие в целом, выраженного уровня в 4 года. Причем любовь направлена главным образом на
родителя противоположного с ребенком пола (у мальчиков — на мать; у девочек — на отца). В условиях
удовлетворения родителями чувства любви к ним эмоциональное развитие детей протекает более
благоприятно. На этом пути у детей с неврозами существуют определенные препятствия. Любовь
родителей имеет условный или принципиальный характер, ребенок любим только тогда, когда
оправдывает повышенные и субъективно односторонние требования к нему. Чувство любви нередко
осложнено неприятием детей по полу, нежеланностью (преждевременностью) их появления или
наличием в семье более благополучного сибса (брата или сестры). Это чувство, как и привязанность,
«созревает» у родителей детей с неврозами несколько позже, чем в норме, приходя в противоречие с
максимально выраженной потребностью в нежности и ласке у детей младшего дошкольного возраста. К
тому же оно часто заменяется аффективно заостренным беспокойством о ребенке, чрезмерной опекой и
постоянными предохранениями, избыточной регламентацией его деятельности. Чувства матери обычно
«растворяются» в борьбе с упрямством детей, не отвечающих односторонним представлениям о
должном поведении. Наконец, в любви много нереализованных, невосполненных чувств к мужу или же
она отсутствует ввиду похожести ребенка на отца, с которым мать находится в конфликте.
Отмеченные особенности материнской любви затрудняют эмоциональный контакт с детьми,
препятствуют формированию полноценного чувства привязанности и создают характерный эффект
эмоциональной депривации в первые годы их жизни.
В старшем дошкольном возрасте заметна возрастная потребность в отождествлении
(идентификации) детей с родителем того же пола (у мальчиков с отцом; у девочек с матерью).
Выражена в этом возрасте и потребность в общении со сверстниками как значимыми другими, что
совпадает с развитием ролевых структур личности, умением принимать и играть роли. В этой связи
Hosted by uCoz