Navigation bar
  Print document Start Previous page
 205 of 282 
Next page End  

1961). Имеются многочисленные попытки упростить психодраму. G. Lehmann (1968) предлагает для
уменьшения невротической пубертатной заторможенности импровизационную групповую игру в сказку.
I. Corman (1973) и R. Gardner (1975) используют драматизацию в индивидуальной работе с детьми.
Широкое распространение метод психодрамы получил в социалистических странах. В ГДР, кроме G.
Lehmann, ее практикуют С. Krauss, V. Scholz, М. Knopfel (1977), S. Palmer и R. Rank (1978); в Чехословакии
М. Bouchal, D. Dufkova, M. Robes, Z. Sekaninova (1973) и др. У этих авторов психодраматически
преломляются ритмика, пантомима, подвижные игры.
Из разнообразных вариантов психодрамы, объединяющих ее с групповой психотерапией, следует
отметить так называемую кинетическую психотерапию R. Schachter для детей с невротическими и
поведенческими отклонениями, испытывающих трудности в словесном выражении своих чувств. В
подвижных играх дети обучаются более адекватному выражению гнева и других эмоций. Механизмы
психодрамы трактуются в понятиях игровой терапии, классической психодрамы J. Moreno и
бихевиористической (поведенческой) терапии (Schacter R., 1974). Предложен ряд других сочетаний
групповой психотерапии с драматизацией, ритмикой и экспрессивным, «телесным» выражением
детьми своих чувств, в чем отражается характерная для французской психиатрии концепция
«психомоторного воспитания» (Dellaert R. et al., 1969). Психоаналитическое направление психодрамы
наиболее активно представлено в работах французских психиатров. В группе проигрываются
разнообразные, в том числе семейные, роли. Психотерапевты (обычно мужчина и женщина)
вмешиваются в игру только для уточнения некоторых моментов и вербализации действий ее
участников. Психоаналитическая интерпретация игры заключается в отреагировании несостоявшихся
стадий сексуального развития, переносе образов матери и отца на психотерапевтов, вскрытии
«Эдиповой семейной структуры» и анализе индивидуального и группового сопротивления в процессе
лечения (Monod М., Bosse J., 1965; Cosnier I. et al., 1971; Testemale G., 1971).
Принцип десенсибилизации, составляющий основу поведенческой терапии (behaviour therapy),
можно найти у великого французского просветителя Руссо: «... все дети боятся масок. Я начну с того, что
покажу Эмилю маску с приятными чертами лица, затем кто-нибудь у него на глазах наденет ее на лицо:
я начну хохотать, засмеются и все, — и ребенок вместе с другими. Мало-помалу я приучу его к маскам с
менее приятными чертами и, наконец, к фигурам отвратительным. Если я хорошо выдержал градацию,
то он не только не испугается последней маски, но будет смеяться над ней, как над первой. После этого я
не боюсь, что его испугают масками» /9/.
Поведенческая терапия выросла из лабораторных экспериментов над животными, и на нее
оказали большое влияние опыты И. П. Павлова и В. Skinnera. Поведенческие терапевты полагают, что
все поведение, как нормальное, так и анормальное, — продукт того, что человек выучил или не выучил.
Поэтому невротические нарушения рассматриваются как привычки, существующие в настоящем, и их
развитию не придается значения. Н. Eysenck (1959) заявляет, что нет невроза, скрывающего симптом, а
есть просто симптом и если избавиться от него, то можно уничтожить и невроз. Для поведенческого
терапевта все проблемы являются по своей природе педагогическими. Пациент обучается новым
эмоциональным и познавательным альтернативам поведения, которые должны быть прорепетированы
и испытаны внутри и за пределами терапевтической ситуации. Обучение исключает необходимость
инсайта и катарсиса. Метод кушетки (в классическом психоанализе) заменяется методами кафедры и
классной комнаты, а отношения между терапевтом и пациентом напоминают отношения между
учителем и учеником. Поведенческий терапевт рассматривает себя как инструмент прямого влияния,
вмешательства и контроля, а также как социальный усилитель для пациента (Hollander M., 1975). В
поведенческой терапии широко применяются приемы поощрения, реже — наказания и тщательно
контролируются результаты терапии (Wolpe J., 1958; Eysenck H., 1959).
Существуют три основные модификации поведенческой терапии. При систематической
десенсибилизации — реципрокной ингибированной терапии (Wolpe J., 1958) — заранее составляется
список объектов страха, начиная с самого слабого. Пациента просят на несколько минут представить
ситуацию, вызывающую вначале слабый страх, а затем инструктируют его в отношении приемов
релаксации. Этот процесс повторяется до полного отсутствия беспокойства в воображаемой ситуации
выраженного страха. В другом варианте релаксация предшествует предъявлению стимула страха,
который, к тому же, может быть наиболее интенсивным вначале, но поскольку предъявление страха
Hosted by uCoz