Navigation bar
  Print document Start Previous page
 206 of 282 
Next page End  

идет на фоне общего расслабления, то происходит его ослабление (десенсибилизация). У детей
релаксация не всегда возможна, но сам принцип постепенного и опосредованного предъявления
стимулов страха нашел широкий отклик, в том числе при лечении школьных фобий, нередко связанных
со страхом отделения от матери (Duvano I., 1962; Garvey W., Hegrenes I., 1966). Описывается радикальный
поведенческий прием, обозначаемый как «погружение», когда детей помещают в окружение,
вызывающее беспокойство, и где они находятся достаточно продолжительное время, чтобы справиться
с ним (Lamontague V., 1975).
Другая модификация поведенческой терапии ставит своей целью прямое усиление желаемого
поведения посредством использования дозированных процедур поощрения, реже — наказания.
Принцип подобного оперантного обусловливания предвосхищен М. Jones (1924), которая показала, что
реакции страха могут быть угашены в результате предъявления объектов, вызывающих страх,
одновременно с другим, приятным раздражителем, например конфетой. Методы поощрения широко
используются в детской практике, в том числе в лечении элективного мутизма и в обучении матерей
приемам постепенного устранения страхов у детей (Hagman R., 1932). Иной метод применяется при
лечении энуреза, когда в ответ на мочеиспускание происходят замыкание электрической цепи и
пробуждение от звука будильника или слабого удара тока (Eysenck H., 1959).
Следующая модификация поведенческой терапии связана с использованием моделей, особенно у
детей дошкольного возраста. По этому методу лечение, например, фобий собак состоит из 8
кратковременных периодов, в которых боящиеся дети наблюдают с помощью кино, как другие дети без
страха подходят к собакам и гладят их (Bandura A., 1969).
К настоящему времени поведенческая терапия претерпела ряд изменений. В ней меньше
максимализма, больше внимания уделяется межличностной диагностике, психологической тренировке
уверенности в себе, а также групповым и семейным формам терапии. Многие из приемов
поведенческой терапии прочно вошли в арсенал современной психотерапии, и умение врача
«справляться» с фиксированными симптомами не менее важно, чем их патогенетический анализ.
Развитие социальной психологии и социальной психиатрии в 50— 60-е годы оказало влияние и
на развитие семейной психотерапии, в которой эмоциональные проблемы у детей изучаются с точки
зрения функционирования семьи в целом. Основы целостного подхода к семье как единице изучения и
объекту лечения сформулированы N. Ackerman (1958) и I. Howells (1968), которые показали, что
психиатрические проблемы семьи не являются исключительно областью психоанализа, и если даже
каждому ее члену будет оказана индивидуальная помощь, то это еще не создаст психотерапию семьи.
Последняя понимается как метод внедрения психотерапевта в семейную систему, с тем чтобы
способствовать созреванию семейного процесса. Для успешности семейной психотерапии важен
правильный выбор первичного пациента, т. е. лица, оказывающего наибольшее патогенное влияние в
семье. Посредством совместных и раздельных интервью устанавливается характер семейных
нарушений, что находит свое отражение в динамическом «семейном диагнозе». Точка зрения N.
Ackerman и I. Howells об одновременном лечении одним врачом родителей и детей поддерживается
многими современными исследователями (Bell J., 1957; Carroll E., 1960; Buckle D., Lebovici S., 1966;
Graham Ph., 1976; Minuchin S., 1974).
Имеются разнообразные подходы к семейной психотерапии, в том числе психоанализ (Grotjahn
M., 1960: Ville-Bourgoin E., 1962; Berge А., 1965), поведенческая терапия (Liberman R., 1970), сочетание
психоанализа и поведенческой терапии (Skynner А., 1976), групповая психотерапия различных
направлений (Bell J., 1957; Skynner A., 1976), совместная психотерапия ребенка и матери (Male P. et al.,
1969), психотерапия, направленная на взаимодействие «родитель—ребенок» (Bromwich R., 1976).
Семейная психотерапия может осуществляться как одним, так и двумя врачами, работающими с
супругами (Martin P., Bird H., 1953), и даже тремя специалистами, если один из них занимается
психотерапией детей (Sandler I., 1966). Широко используются методы непрямого наблюдения за
взаимодействием членов семьи, магнитофонная и телевизионная запись интервью. Применяются
различные рисуночные пробы с целью психологической диагностики семейных отношений (Van
Krevelen D. A., 1975). Получили распространение центры психического здоровья для оказания
превентивной психологической и психиатрической помощи семьям, находящимся в кризисном периоде
своего развития (Caplan G., 1964).
Hosted by uCoz